Статьи Семья и ребенок
16:14, 28 августа 2017
0
0

Дети и деньги: как научить ребенка обращаться с финансами

Многие родители не знают, как правильно познакомить ребенка с деньгами. В школе финансовую грамотность им не преподавали, и далеко не каждая мама обладает нужными познаниями и педагогическим талантом. При этом тема денег никогда не теряет своей актуальности, и перед родителями рано или поздно встают вопросы: когда следует давать ребенку первые карманные деньги? Как научить их пользоваться ими, не попав при этом в неприятную ситуацию? Стоит ли поощрять деньгами за хорошие поступки?  

Вряд ли кто-то сможет лучше ответить на эти вопросы, чем банкир и дважды мамы. Поэтому портал «НН-мама» отправился в гости к заместителю директора регионального центра «Волжский» Райффайзенбанка Светлане Помеловой, которая поделилась с нами «кейсом финансового воспитания» своих детей. 

Первое знакомство с деньгами


 - Светлана, у вас двое детей: дочке 23 года, а сыну - 14. Расскажите, в каком возрасте вы познакомили их с деньгами и в какой форме это произошло? 

 - Так как у моих детей довольно большая разница в возрасте, знакомство с деньгами происходило постепенно. Дочери мы начали выделять наличные деньги на неделю в 11 лет. Она распоряжалась всей суммой на свое усмотрение: что-то складывала в копилку, а что-то тратила на свои нужды. Сыну выдавать наличные деньги стали чуть позже - в 12. Конечно, когда дочка и сын были маленькими, мы им тоже давали какую-то мелочь на пирожки, жвачки, а более серьезный подход к деньгам у детей появился после 10-11 лет. 

- Есть ли разница в подходах к финансовому воспитанию девочки и мальчика? 

- Разница связана лишь с их возрастом. Девочки раньше взрослеют, к ним быстрее приходит понимание, как нужно экономить. Мальчики более инфантильные. Сын пришел к этому чуть позднее. Но в декабре, когда ему исполнилось 14 лет, он попросил меня завести ему пластиковую карту, чтобы копить деньги на собственном счете. Я всю жизнь работаю в банке и никогда не поднимала с ним этих тем. Оказалось, что он уже изучил этот вопрос в интернете, при общении с друзьями. Так что современные дети совсем другие. Они на безналичные деньги перейдут быстро и безболезненно. 

Наличные или безналичные?


 - Стоит ли им давать сразу банковскую карточку с каким-то лимитом ежемесячным или все же начинать с наличных денег?

 - Мне кажется, у детей должна быть и та и другая опция. Наличные деньги еще нужны. Например, расплачиваться в транспорте. Дети должны сами выбирать, в каких случаях им удобнее пользоваться наличкой, а в каких – картой. Собственную карту ребенку можно завести в 14 лет (с согласия родителей). А банковскую карту, привязанную к счету мамы или папы, с любого возраста. Главное, определить лимит суммы на месяц. Все траты вы можете контролировать по sms-сообщениям. 

- Многим мамам, конечно, привычней выдавать наличные деньги. Но ведь у банковской карты есть множество плюсов. Расскажите о них. 

 - Плюсов и правда достаточно и, прежде всего, безопасность: деньги ребенок не потеряет, потому что они лежат на карте, и в любой непредвиденной ситуации ее можно заблокировать. Но важно не только выдать банковскую карту на руки ребенку, нужно еще и научить его ей правильно пользоваться. Объяснить, что нельзя пин-код хранить в общем доступе, не нужно устанавливать паролем дату рождения. Рассказать, где ей можно расплачиваться: в торговых центрах, интернет-магазинах, оплачивать участие в олимпиадах и проходить обучение онлайн. Так ребенок получит свой первый опыт общения с виртуальными деньгами. 



- Вы не рекомендуете давать карманные деньги детям раньше 10-12 лет, но ведь знакомить с деньгами детей можно начать раньше? 

 - Конечно! Я начала приучать детей к деньгам с раннего возраста. Они у меня имели копилки, в которые складывали подаренные родственниками деньги на праздники. И они сами решали потратить их сразу же на какую-то безделушку или копить на более дорогую вещь. Вопрос в осознанности. Понятно, что малыши накопят небольшую сумму и потратят ее на шоколадку - это эмоциональная покупка. А взрослые ребята подойдут к этому уже серьезнее.

Сколько стоят деньги?


 - Как привить детям ощущение ценности денег? Объяснить, что эта вещь слишком дорогая, а вот эту мы можем себе позволить. 

 - Родителям сложно говорить о своей зарплате, поэтому я ставила в пример свою маму, она – пенсионерка. И говорила сыну: у бабушки пенсия 12 тысяч, то есть ей нужно прожить на 3 тысячи в неделю, это 428 рублей в день. При этом она сколько-то потратит на лекарства и на квартплату. Ты сейчас просишь конструктор за 7 тысяч - бабушка бы на эти деньги прожила месяц. На сына эти сравнения очень хорошо действуют. Дочь по-настоящему поняла ценность денег, когда начала работать. Получая в месяц 18 тысяч рублей, она уже не хотела покупать какую-то дорогую и ненужную вещь стоимостью в треть зарплаты. 

 - Отличный способ! Но ведь ребенок может сказать: мама, что же мы делим пенсию бабушки? Давай-ка лучше поделим твою зарплату... 

 - Когда речь заходит о моей зарплате, я говорю: твои деньги – твои оценки. Ты можешь зарабатывать знания и оценивать их как свой вклад. В дальнейшем ты сам будешь устраиваться в этой жизни и поймешь, что каждая профессия стоит по-разному. Поэтому твое образование – это вклад в будущее. Это, конечно, непростые разговоры с детьми. Понятно, что они сейчас высоко развиты и могут ответить. Но нужно не прекращать говорить об этом. 



 - Некоторые мамы и папы считают хорошим рычагом воспитания, который прививает понимание ценности труда, выплату ребенку «зарплаты» за помощь в домашних делах и хорошие оценки. Стоит ли это делать? 

 - Я считаю, что стоит. 

 - А вдруг у детей пропадет добровольное желание помогать? 

 - Это очень важный вопрос. Во всем должна быть золотая середина. За все подряд платить я не готова. Но если я вижу, что ребенку что-то сложно далось, но он постарался и смог это сделать, я готова его поощрить либо совместным походом куда-то с семьей, либо деньгами. Сейчас сын стал интересоваться, сколько стоит, например, работа по саду. Он предлагает сделать эту работу самостоятельно, за деньги, а не нанимать людей. Иногда такие кейсы приемлемы. Ну, пусть попробует этот нелегкий труд. Это же парень. Конечно, за уборку в комнате и за все оценки я платить не готова. Рядовые стандартные обязанности в семье остаются, но иногда поощрить или попросить что-то сделать сверх его обязанностей за материальную благодарность можно.
 

Ответственный подход к финансам


 - Как контролировать траты ребенка, чтобы он не чувствовал, что на его «свободу» чрезмерно покушаются? 

 - Конечно, ребенок не будет всегда покупать то, что вам нравится. От этого никуда не деться. Но я стараюсь никогда не лезть в копилку своего сына, не проверяю сколько у него осталось. Могу спросить: у тебя деньги остались на дорогу, на питание? Он обычно укладывается в свой недельный бюджет и лишнего не просит. Очень много бесед провожу о вреде курения, спайсов и прочего. Я это контролирую. Но я ему не настолько много даю, чтобы у него была возможность их плохо потратить. Много давать детям тоже не надо. Нужно оценить, сколько он может потратить в день. И не давать денег свыше этого. 

 - Стоит ли учить детей финансовой грамотности централизованно (в школах, вузах) или это личное дело каждого родителя?

 - Я с детьми много говорю о деньгах, вероятно, из-за профессиональной деформации. Не каждому родителю будет легко об этом вести беседы, поэтому я считаю, что в школах должен быть факультативный предмет о финансовой грамотности. Дети должны знать, как обращаться с деньгами, как они достаются, как их можно копить. Если ребенок будет с детства разбираться в финансовых инструментах и финансовых продуктах, это поможет ему безболезненно войти во взрослую жизнь. У Райффайзенбанка уже есть опыт участия в подобных уроках – директор нашего регионального центра Александр Грицай выступал перед школьниками, отвечал на их вопросы о мире финансов. В городе несколько сотен банков. Уверена, как минимум 100 руководителей местных отделений согласятся курировать одну-две школы по этому направлению. С таким подходом можно добиться хороших результатов! Ну а пока такие уроки скорее единичны, остается только посоветовать родителям беседовать со своими детьми, и помнить, что деньги – это не только возможности, но и ответственность.
Оценить:
Никто еще не оставил комментариев.

Авторизуйтесь чтобы присоединиться к дискуссии!