Статьи Семья и ребенок
13:11, 27 Ноября 2017
12022
58

Что делать, если ребенка обзывают в школе?

Редко встретишь ребенка, которого не дразнили в школе или детском саду. Просто одни дети обладают стойкостью к этим «дразнилкам», а другие на них реагируют болезненно. И наступает момент, когда родителей спрашивают: «Мама, как мне быть? Мне обидно!» Что следует ответить, чтобы, с одной стороны, защитить своего ребенка, а с другой - не выйти за рамки педагогического процесса, порталу ННмама.ру рассказала клинический психолог Центра Здоровья и Развития им.Св.Луки Елена Макарова. 

Социальный феномен 


Дразнилки — это социальный феномен. Они возникают только в коллективе, в ситуации, когда ребенок должен занять определенное место во взаимоотношениях со сверстниками, отстаивать свою роль и «место под солнцем». А так как жизненные ситуации у всех детей разные, то совершено непредсказуемо, когда кто-то из них захочет изменить свой статус, попробовать занять иную роль и начнет обзываться и дразниться. Таким образом, через дразнилки проходят абсолютно все. 

Попадая в коллектив, ребенок вынужден учитывать мнения и поведение других, уметь разбираться во взаимоотношениях. Но не все дети еще этому научились. 

«Общаться малыши учатся еще в песочнице. У каждого возникает желание отобрать лопатку у соседа, чтобы обладать новым. Можно, конечно, взять и отобрать, но это приведет к драке. Лучше договориться и попросить, но это долго, и этот вариант должен подсказать взрослый, - говорит Елена Макарова, - Научить как вести себя с другими детьми может только близкий человек: мама, бабушка. Тогда к школе ребенок будет обладать разнообразными вариантами решения бытовых конфликтных ситуаций». 
Когда ребенок маленький, в конфликтной ситуации он скорее ударит. Проявления будут физическими. Подрастая, малыш начинает понимать, что можно «ударить словом». Иногда это будет даже действеннее. Слово можно сказать тихо, и за него не будет такого осуждения, как за драку.


 «Поэтому переход на уровень «вербальной агрессии» - это большой шаг в развитии, он говорит о хорошем психическом развитии ребенка. Если ваш ребенок обзывается сам или понимает, что на обзывательство надо обижаться, это показывает определенный уровень развития эмоционального интеллекта. И за это можно порадоваться», - уверена Макарова. 

Советы родителям: что делать, если ребенок жалуется на «обзывалки»


1. Поговорить, выслушать, поддержать. Но не давать никаких конкретных советов! 

Прежде всего поймите, что мы никогда не учтем всех нюансов ситуации, в которой ребенка обзывают. Поэтому вряд ли сможем дать единственно правильный совет. Да это и не нужно. Нам, родителям, необходимо прежде всего поддержать ребенка, выслушать его, «вытянуть» из него негативные переживания, которые мешают спокойно жить дальше. 

2. Не совершать действий, возводящих «обзывалку» в разряд важных событий, успокоить, а не поддерживать конфликт. 

Ситуации в коллективе скоротечны и очень изменчивы. То, что кто-то сказал сегодня, завтра может быть уже не значимо. Заострять внимание на определенном слове, значит, усугублять ситуацию, возводить ее в ранг очень значимой для ребенка. Этого делать не нужно. Завтра ситуация в школе уже изменится, пусть не сильно, но она точно будет иной. 

Особенно важно не выяснять отношения с родителями обидчика. Ведь для того, кто первый сказал обидное слово, необходимо подтверждение, что оно подействовало, что он смог выиграть этот спор. Как только мы даем ребенку такое подтверждение, жалуемся его родителям, начинаем обсуждать ситуацию в родительском форуме, обидчик получает огромную выгоду. Он осознает, что его слово может вызвать повышение его социального статуса в группе, и закрепляет такой стиль поведения и позицию, что нужно обзываться все сильнее и сильнее, разными словами. Это прибавляет сил и резко увеличивает статус в группе сверстников! 

3. Отнеситесь к этой ситуации, как к возможности для накопления жизненного опыта, для личностного и эмоционального развития ребенка.

Научиться справляться с «обзывалками» можно только тогда, когда ребенок встречается с ними в коллективе, когда его обзывают. И это нормальная ступень развития. У ребенка есть несколько вариантов:
  •  ответить словом, 
  •  ударить,
  •  проигнорировать.
В каждой ситуации у него есть выбор, и ему необходимо научиться им пользоваться. Нет единственно правильного решения. Каждое из принятых решений будет правильным именно в это время и в этом месте. 

Важно осознать, что дразнилки чаще всего связаны с высмеиванием отрицательных черт характера — трусостью, ленью, жадностью, заносчивостью, хотя бывают и беспричинные дразнилки. Но постараться задуматься о том качестве, которое привело к возникновению дразнилки, бывает очень полезно. Ведь ребенок в коллективе может проявлять себя не так, как дома. 

4. Если "обзывалки" становятся буллингом, обратитесь к психологу. 


Если «обзывалки» приводят к выраженому негативному воздействию на ребенка, длятся более полугода и вызывают у вас опасения, то возможно это уже буллинг. Тогда необходимо обратиться к психологу, который сможет проанализировать отношения в детском коллективе и установить причины развития этой негативной ситуации. Но решить такой вопрос можно только индивидуально.  

5. «Отговорки-отвечалки» действуют как заклинание против негативного воздействия «дразнилки-обзывалки». 

В заключении хотелось бы привести примеры того, как сами дети находят выход из такой ситуации. Это стишки из детского фольклора, собранные тогда, когда наши дети могли во дворе упражняться в межличностных отношениях много и разнообразно. 

***
Кто обзывается,
Тот сам так и называется!

***
Обзывайся, обзывайся! 
Сдачи дам не сомневайся! 

***
Кто как обзовется, 
К тому так и вернется! 

***
Обзывайся, хоть охрипни, 
Ничего ко мне не липнет! 

***
Обзывайся, я отвечу -
За углом с дубинкой встречу! 

Опыт мам: что делать, если ребенка обзывают?


   

На форуме портала ННмама.ру развернулась дискуссия на тему: как ребенку реагировать на оскорбления и «дразнилки»?  

veranik: «Я бы рекомендовала сначала почувствовать то, что чувствует ребенок и показать, что видите его чувства и понимаете их. Когда ребенок понимает, что он в своих чувствах не один, тогда ему становится легче. Когда мы просто рекомендуем не обращать внимания ребенку, он все равно там в воде один остается, а мы типа с берега советы даем....Во всяком случае, я это вижу так».  
По ее словам, когда дочку обзывали по фамилии, она сначала показала, что полностью разделяет чувства, потом, когда этот этап в разговоре прошли, показала, что если обижаться, то они так и будут продолжать. 

«А если не откликаться на прозвище, то им придется научиться называть по имени. То есть если подходят и говорят: «Мороз, дай тетрадку! Ответ один: «Меня зовут Катя». Строгим тоном. Сработало не сразу, но сработало», - говорит veranik.  

Naskaaa советует сказать ребенку, что «тот, кто обзывается, невеликого ума, глуп и не воспитан». 

«Ребенку посоветовать на таких товарищей не реагировать. Если им не отвечать, то развития не будет. Никогда не учу жаловаться...не люблю ябед и доносчиков. Обзываться в ответ тоже не вариант, разовьется конфликт 99,9%», - считает она.  

Людмила Петрановская: что делать, если тебя дразнят ребята?


Портал ННмама.ру рекомендует вместе с ребенком послушать этот небольшой «урок» от известного детского психолога. Задача нас, как родителей, обсудить с ребенком услышанное. И помочь ему определиться с правильным выбором. Уверены, что каждый найдет для себя рецепт, как в следующий раз реагировать на детские дразнилки.

 
домоседка
Мне интересно, а почему учитель не способствует решению конфликта? Странно..проще решить проблему в классе, а не на всю школу выносить... конкретно у моего не было таких ситуаций..но в классе было и всегда учитель беседовала..и просит сначала ей сказать, а потом идти выше..
Конфликта явного нет. В классе все относительно спокойно,но когда дети оказываются вне класса (на прогулке после уроков) вот тогда начинаются ссоры- обиды. Когда на уроке учитель видит, что над учеником смеются во время ответа,она это пресекает хорошо. Просто смеются всегда одни и те же и дальнейших бесед с ними не проводится.
20.02.2018
magnolia1985
Да, ладно и раньше душеспасительные беседы не действовали. Действовали угрозы исключить из пионеров или папкин ремень
Имхо, современным учителям просто НЕКОГДА заниматься межличностными отношениями в классе. Я на наших смотрю - они всегда на бегу. Сейчас еще очень многие по 2 класса ведут. Им к уроку подготовиться некогда, не то что наблюдать, сплачивать... И вообще сейчас же школа официально сложила с себя воспитательную функцию, только образование. Т.ч. имхо если ситуация начинает напрягать - надо самой инициировать разбор конфликта (сначала через учителя, потом привлекать всех остальных), а не ждать, что в школе кто-то проснется.
20.02.2018
Евлалия
Ну так когда это было-то! Мы в своём младшешкольном возрасте вообще ходили строем с барабанами на шеях. А сегодняшние детки совсем другие, по большей части воспитанные в духе собственной исключительности, вседозволенности и потреблядства. Душеспасительные речи не действуют уже даже на детсадовцев, что же говорить о школьниках...
20.02.2018
another me
Ну, у нас же вели душеспасительные беседы в школе, ничо. Какое-то время в классе было тихо и слабых не трогали Как только полыхнет - снова беседа
19.02.2018
Евлалия
Но ведь можно провести беседу в духе "ребята, давайте жить дружно", рассказать о том, что обзываться нехорошо и т.д., без имен. Провести что-то вроде тимбилдинга. Превентивные, так сказать, меры принять.
Это же утопия Или новое слово в педагогике. Чтобы коллективу детей сказали: "Ребята, а давайте вы будете хорошими?" И они все такие - ррраз! - и стали вдруг послушными и вежливыми

Макаренко мелко курил бы в сторонке, кабы дожил.
19.02.2018
another me
Но ведь можно провести беседу в духе "ребята, давайте жить дружно", рассказать о том, что обзываться нехорошо и т.д., без имен. Провести что-то вроде тимбилдинга. Превентивные, так сказать, меры принять.
19.02.2018
Евлалия
Видимо, учителю на руку нервозность в классе
Да нет, скорее, просто не считает ситуацию достигшей "точки кипения"
Ведь большинство обзывалок, как я понимаю, происходит не на её глазах, а делать выводы о ситуации с чьих-то слов вроде как непедагогично.
19.02.2018
Natali4ka
Видимо, учителю на руку нервозность в классе
Зачем это учителю??
19.02.2018
another me
Видимо, учителю на руку нервозность в классе
19.02.2018
naskaaa
Мне интересно, а почему учитель не способствует решению конфликта? Странно..проще решить проблему в классе, а не на всю школу выносить... конкретно у моего не было таких ситуаций..но в классе было и всегда учитель беседовала..и просит сначала ей сказать, а потом идти выше..
19.02.2018
чтобы присоединиться к дискуссии!
Опрос
Чем вы занимаетесь в интернете?