Статьи Учебная программа
18:36, 10 августа 2015
0
0

Программа "Школа 2000..." (математика Петерсон)

Образовательная система деятельностного метода обучения «Школа 2000…» - это технологическая основа открытого учебно-методического комплекта (УМК) «Школа 2000…», который включает в себя:

  1. учебники непрерывного курса математики «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон и др.;
  2. любые учебники из Федеральных перечней по другим учебным предметам по выбору образовательных учреждений при условии, что технологической основой их использования является дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000...». 

Научный руководитель проекта – доктор педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования АПК и ППРО РФ, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» Л.Г. Петерсон. Авторскому коллективу «Школа 2000…» Указом Президента Российской Федерации присуждена премия Президента РФ в области образования за 2002 год за создание дидактической системы деятельностного метода для общеобразовательных учреждений.

Дидактическая система «Школа 2000…» позволяет учителю на уроках по разным учебным предметам системно включать учащихся в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия и др.

Курс математики «Учусь учиться» обеспечен: учебниками математики Петерсон Л.Г. для учащихся начальной школы, учебниками математики Дорофеева Г.В. и Петерсон Л.Г. для учащихся средней школы, методическими рекомендациями, наглядными и дидактическими пособиями, самостоятельными и контрольными работами, электронными приложениями к учебникам; отлаженной системой курсовой подготовки учителей. Курс является непрерывным и реализует поэтапную преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

Варианты использования завершенной предметной линии учебников по математике «Учусь учиться»:
  1. В составе учебно-методического комплекта (УМК) для начальной школы «Перспектива».
  2. В составе открытого учебно-методического комплекта (УМК) «Школа 2000...».
Учебники математики Петерсон Л.Г. для 1-4 классов не включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253).

Учебники математики для 1-4 классов и 5-6 классов были включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.

К учебникам Петерсон Л.Г. разработано эффективное средство управления учебным процессом. Компьютерная программа-эксперт «Электронное приложение к учебнику Л.Г. Петерсон» предназначена для диагностики процесса обучения и сравнения результатов с возрастными нормами. Применение электронного приложения для 1-4 классов существенно облегчает работу учителя и повышает качество образовательного процесса в целом.

Российская академия образования отмечает, что «Авторскому коллективу Ассоциации «Школа 2000…» удалось создать современную образовательную систему для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования. Обеспечена возможность использования курса математики «Учусь учиться» с широким спектром учебников Федерального перечня без акцентировки на комплектность на основе системы дидактических принципов «Школа 2000…» и адекватной ей структуры урока».


Разработана система дидактических принципов деятельностного метода обучения, а именно:
  1. принцип деятельности, заключающийся в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;
  2. принцип непрерывности, означающий преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, предметного и надпредметного содержаний и методик их усвоения;
  3. принцип целостного представления о мире, предполагающий формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, социокультурном мире и мире деятельности, о себе самом, о роли различных наук и знаний);
  4. принцип мимнимакса, заключающийся в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний, умений, способностей);
  5. принцип психологической комфортности, предполагающий снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
  6. принцип вариативности, предполагающий формирование у учащихся способностей к принятию решений в ситуациях выбора в условиях решения задач и проблем;
  7. принцип творчества, означающий максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности учащихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Разработана и соотнесена с различными возрастными ступенями технология деятельностного метода обучения (включающая структуру современного урока и системную типологию уроков), которая позволяет заменить методы «объяснения» нового материала построением осознанных учащимися способов самостоятельного «открытия» новых знаний, проектирования способов решения задач, коррекции и самооценки собственной деятельности, рефлексии ее результатов.

Такая технология результативна, поскольку не только обеспечивает высокое качество предметных знаний и умений, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание социально значимых личностных качеств при сохранении здоровья учащихся, но и способствует активному формированию способностей к рефлексивной самоорганизации, что позволяет учащимся становиться самостоятельными субъектами своей учебной деятельности и в целом успешно ориентироваться и самоопределяться в жизни.

Технология деятельностного метода имеет при этом общедидактический характер, то есть может быть реализована на любом предметном содержании и любой образовательной ступени с учетом возрастных особенностей и предшествующего уровня развития рефлексивно-организационных деятельностных способностей. Многолетние психолого-педагогические и медицинские исследования (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ижевск, Казань, Пермь, Ярославль и др.) выявили эффективность предложенной технологии с точки зрения развития у детей мышления, речи, творческих и коммуникативных способностей, формирования умений деятельности, а также для глубокого и прочного усвоения ими знаний. Концепция курса математики «Школа 2000…» позволяет использовать его, на основе разработанной технологии, с широким спектром курсов по другим учебным предметам. 

«Школа 2000…» - это непрерывный курс математики Петерсон Л.Г., Дорофеева Г.В., Кочемасовой Е.Е. и др. ДОУ - НШ - СШ (Дошкольная подготовка – Начальная школа – Средняя школа). Поэтому начинать заниматься с ребенком по этой программе можно уже с трех лет.

Источник: www.sch2000.ru

Оценить:
Никто еще не оставил комментариев.

Авторизуйтесь чтобы присоединиться к дискуссии!