Статьи Информация для родителей
13:18, 11 марта 2020
1802
0

Как научить ребенка делать уроки самостоятельно?

В идеальном мире дети легко встают с утра, кушают все, понимают родителей, хорошо учатся и самостоятельно выполняют домашнее задание. Но в реальности дело обстоит не так. Родители сталкиваются с ежедневной проблемой - как без крика и обид выполнять домашнее задание. В идеале - самостоятельно.

Сайт ННмама.Ру обратился к профессиональным практикующим психологам, которые рассказали, как действовать родителям, чтобы уроки не стали камнем преткновения между родителями и школьником. На наши вопросы ответили детский и подростковый психолог, специалист по работе с детьми и родителями, гештальт - терапевт Елена Прошина и специалист по работе с детьми и семьями, гештальт-терапевт, супервизор, руководитель психологического центра "Отражение" Илона Фомина.

Почему домашнее задание вызывает негативную обстановку дома?

Для того, чтобы выполнить домашнее задание, ребенку необходимо напрягаться - проявлять волевое усилие, сосредотачиваться на задаче, выдерживать напряжение. И этому он еще только обучается, идя в школу.
Ранее, в детском саду, ведущей деятельностью была - непроизвольная. Ребенок знакомился с миром через игру - через то, что интересно, что "хочу", что нравится.
С поступлением в школу, ведущей деятельностью для ребенка, ПОСТЕПЕННО становится произвольная, в которой необходимо прилагать усилие.
И конечно, это вызывает сопротивление.
Тут родителю важно понимать:
1. Сопротивление в виде возмущения или нежелания - это НОРМАЛЬНО.
Ребенку пока действительно сложно прилагать волевое усилие.
Нужно твердо и доброжелательно настоять на том, чтобы ребенок приступил к выполнению задания.
2. Справляться с сопротивлением и контенировать эмоции ребенка, гораздо легче, когда родитель находится в ресурсном состоянии. Если родитель находится в напряжении, то вероятны срывы.
3. Причиной конфликтов могут быть высокие нагрузки.
Когда ребенок просто не успевает восстанавливаться и все время находится в напряжении.
Поэтому, очень важно организовывать режим ребенка, учитывая его особенности, не перегружая. И обязательно в течении дня должна сохраняться игровая деятельность. В игре ребенок отпускает себя и расслабляться, а значит восстанавливаются его силы.

Почему одни дети делают домашнее задание сами, а другие только при помощи родителей?

По разным причинам.
Это зависит от способностей ребенка, насколько легко он справляется с информацией, переваривает учебный материал.
Еще одной причиной может быть зависимое поведение. Когда родители, тревожась и опекая, чаще выполняют все ЗА ребенка. Так формируется выученная беспомощность. Таким детям сложно опираться на себя, они четко усвоили, что без мамы не справятся. В такой ситуации родителю следует ПОСТЕПЕННО отпускать контроль и учиться доверять ребенку. Разрешите ему ошибаться - это нормально, так мы получаем опыт.
Если ребенок что то сделал самостоятельно, обязательно поддержите его в этом. Так формируется его доверие к собственным способностям - "я могу".

С какого возраста ребенку можно поручить выполнять домашнее задание самостоятельно и оставлять за взрослыми только проверку?

Если Вы чувствуете, что ребенок с каким то предметом, например с устным справляется самостоятельно, то договоритесь, что теперь он будет делать его сам. Но если ему потребуется помощь, то он может к Вам обратиться.
Постепенно будет расти зона его ответственности, и Вы сможете доверять ему все больше.

Некоторые родители, чтобы помочь ребенку побыстрее справиться с домашкой, или чтобы ребенок получил хорошую оценку, сами выполняют домашнее задание. Почему так делать нельзя? Какой посыл дается ребенку в этом случае?

Такие отношения не являются для ребенка развивающей средой. Опека и гиперконтроль тормозят естественное развитие ребенка. Он не получает знаний о самом себе - что я умею, каковы мои особенности, в чем сила?
Не учится справляться с трудностями, что очень важно для будущей взрослой жизни. Привыкает жить на ЧУЖОЙ энергии, справляться за счет другого.

Если родители дарят небольшие презенты или дают деньги за выполнение домашнего задание - это верный способ мотивации? Почему?

Думаю, что родители, выбирающий такой способ поощрения хотят в дальнейшем простроить цепочку - получил хорошую отметку - получил поощрение. Знаете, такая дрессировка - сделал хорошо - получил. Однако, на практике, всё не так просто. При такой цепочке игнорируется ПРОЦЕСС выполнения и создается гонка за результат. К чему это приводит? Приведу пример: взрослый человек, очень хотел поехать на море отдохнуть, копил деньги. Вот она! Встреча с морем! А радости нет, есть избегание удовольствия от результата и привычная гонка за следующей целью. Знакомо? В случае с выполнением домашнего задания, то же самое. К этому можно прибавить и выполнение домашних дел, и посидеть с братом и сестрой. Что важно знать родителям? Во-первых, ребенок учится не для родителей, а для себя. Это его, ребенка. Выбор, как учиться и зачем. Во-вторых, заботиться о ребенке, любить, поддерживать - это прямая ответственность родителей. Если есть возможность давать деньги или дарить подарки - это обсуждается и выделяются возможные средства. Не за успехи в школе, а потому, что родители приняли совместно такое решение и выделяют деньги ребенку.

Стоит ли каждый раз проверять домашнее задание, если ребенок уверен в том, что все правильно сделал?

Очень каверзный вопрос. В нем очень остро стоит вопрос доверия в семейной системе между всеми членами семьи. Если есть доверие, то оно будет и в выполнении домашнего задания. Нет, так нет. Пример. Ребенок 8 лет задерживается из школы, ушел, трубку не берет. У мамы поднимается тревога, перед глазами страшные картинки. Тут школьник с улыбкой появляется и мама начинает кричать что-то типа:" Где ты ходишь? Как ты мог? Ты наказан! и т.п." Тем самым, родитель дает послание - ты без меня не можешь ничего делать, никуда ходить и должен быть всегда под контролем. А кому такое понравится? Совершенно очевидно, что маме нужна помощь и поддержка, она не доверяет и своим чувствам тоже, не в состоянии сказать: "Ребенок, я за тебя волновалась, прошу тебя предупреждать меня о том и о том. И я очень рада, что ты хорошо провел время. Есть желание поделиться?" Вот оно, доверие родителя к ребенку, к миру. И если такой контакт есть, то и ДЗ не страшны.
Оценить:
Никто еще не оставил комментариев.

Авторизуйтесь чтобы присоединиться к дискуссии!