Статьи Интеллектуальное развитие
12:09, 14 октября 2019
0
0

Как вырастить успешного школьника: советы родителей, у которых это получилось

Рецептов, как вырастить ребенка талантливым, успешным, умным и знаменитым, — миллион. Психологи наперебой дают советы, перемежая их то проверенными дедовскими методами, то данными многочисленных, но не подтвержденных научно исследований. Информации море, и в нем зачастую тонут родители, желающие своим детям состояться. Скажем сразу: универсального метода увлечь ребенка учебой не существует, хотя вам, возможно, встречались книги с похожими названиями.

Организаторы Олимпиады Кружкового движения НТИ, которую проводит Кружковое движение Национальной технологической инициативы (НТИ) при поддержке Российской венчурной компании, Агентства стратегических инициатив и АНО «Россия – страна возможностей», вот уже пять лет встречают тысячи умных, неординарно мыслящих и увлеченных молодых людей, каждый из которых талантлив по-своему.

Как же родителям удается вырастить в них интерес к технике, программированию, биологии и так далее? Мы решили спросить родителей об этом напрямую.


Как ребенок учится в школе? Вам нужно заставлять его заниматься?

Отвечая на первый вопрос, мамы оказались на удивление единодушны. Стоять над ребенком, заставляя приносить домой пятерки, зубрить уроки и проверять тетради и дневники, не пришлось ни одной. Нина Гоптарь пояснила почему:

«У меня никогда не было особого времени заниматься с сыном, я много работаю. Поэтому в первом классе мы с Сашей поговорили: я сказала, что учеба — это его ответственность, такая же работа, как у взрослых. И оценки, и домашние задания зависят только от него. Должно быть, он как-то понял, что я ему доверяю, оценил это, и никаких проблем с ним не было. Предупредил в девятом — не жди от меня отличного аттестата, мне эти пятерки ни к чему. Я и не ждала. А оказалось, что он все-таки получил золотую медаль».

Те же принципы доверия, уважения к ребенку и его интересам подчеркнули в своих ответах остальные мамы. Пятерки тоже оказались не главным показателем достижений сыновей. Так, Елена Клок, мама другого финалиста олимпиады Никиты, считает, что «самое важное — не смотреть на оценки, а доверять и разговаривать. Обо всем. Обсуждать жизнь, показывать, а не навязывать свои принципы, действовать самому, быть примером. Если всю жизнь сидеть на диване и поучать, ребенок вас не услышит. Он должен видеть, что вы сами действуете по тем правилам, которым пытаетесь его научить. Поэтому мы путешествуем с Никитой, обсуждаем и его победы, и его проигрыши, стараемся показать, что мир разный, и люди в нем живут тоже разные, и вокруг очень много интересного. А он сам делает выводы и учится». Ее дополняет Наталья Жамбалиева: «Мой сын с детства рос увлеченным. Возможно, помогло то, что я много занималась с ним, маленьким. Читала ему, слушала, играла. В первом классе он у меня на карманные деньги Цветаеву покупал, до седьмого учился на отлично. Потом появились четверки, но я на оценки никогда особого внимания не обращала. Главное, чтобы ребенку было интересно. Хочется ему идти в спорт — пусть будет спорт. В программирование — хорошо, знач будет спорт. В программирование — хорошо, значит, программирование. Он все решает сам, мы только прислушиваемся».

Откуда дети узнали про олимпиаду? Как вы отнеслись к их участию в ней?

Единственной мамой, которая целенаправленно убедила сына участвовать в Олимпиаде Кружкового движения НТИ, оказалась Юлия Грицко. Она узнала о мероприятии в школе, где работает. Остальные мамы были поставлены перед фактом — мне интересно, я поеду. Как призналась Наталья Жамбалиева, сына увлек учитель информатики. До этого в их доме компьютера не было, и Ринат купил его сам, на деньги, которые заработал. Александр прочитал о мероприятии в интернете, Никите рассказали друзья. За помощью в подготовке ни один из детей к родителям не обращался, хотя они, со своей стороны, сделали все возможное, чтобы ребенок мог спокойно готовиться. Привозили, увозили, принимали друзей, с которыми шла работа, нашли деньги на поездку и отпустили без возражений. Юлия Грицко объяснила почему: «Если ребенок с детства жестко контролируется, если он привык, что уроки с ним делает мама, папа проверяет дневник, и оба следят, чтобы он жил, не выбиваясь из какого-то учебного графика, он никогда ничему не научится сам. Он до седых волос будет ждать, какое решение за него примут мама и папа. Важно дать человеку право самому определять свою жизнь и отвечать за интересы. Немного контролировать, конечно, но так, чтобы не сломать доверие. Если решил куда-то ехать — пусть едет. Решил что-то делать — пусть делает. Да, это сложно. Но быть родителем — непростая работа на всю жизнь».

А как ребята реагируют на победы и проигрыши? Это не травмирует?

В этом вопросе матери олимпиадников тоже пришли к общему мнению. По их словам, дети обычно приезжают с конкурсов, переполненные идеями и эмоциями, и, говоря о проигрыше, обычно рассуждают так: «Я проиграл, потому что мне не хватило…» Родители подхватывают мысль и вместе с ребенком рассуждают, на что надо сделать упор, чтобы в следующий раз обязательно выиграть. По словам Натальи Жамбалиевой, команда, с которой сын уже участвовал в олимпиаде, продолжает общаться, и они вместе занимаются и работают над новой стратегией победы. Но победа — не главная цель, в этом и дети, и родители единодушны. Главное — знания и впечатления, а этого на Олимпиадах КД НТИ обычно хватает всем. Если же ребенок реагирует на достижения и промахи излишне эмоционально, Юлия Грицко советует: «Дайте ему пережить событие и прийти в себя, а затем уже можно спокойно поговорить, разобрать ошибки, не осуждая, и оценить достижения, не перехваливая».

Как вы относитесь к раннему участию детей в соревнованиях и олимпиадах? Какой возраст оптимален для серьезных конкурсов?

Хотя все участники олимпиад, с родителями которых мы говорили, попали туда в возрасте 15–16 лет, мысль о том, что в инженерно-технической олимпиаде могут соревноваться десятилетние дети, никого из мам не испугала. Отпустить детей на такое мероприятие согласились бы все — пусть участвует, если ему действительно интересно. Тем более, что современных ребят не пугает ни техника, ни перспектива оказаться в чужом городе без мамы, ни сложность задач. Им действительно интересно поработать на современном оборудовании, написать программу для робота и проверить себя на самостоятельность. Тот, кто с детства учится принимать решения и отвечать за себя, никогда не потеряется в жизни.

Какой совет вы бы дали родителям, которые хотят, чтобы их ребенок хорошо учился и развивал свои таланты?

Здесь мы дадим слово каждой из участниц нашей беседы, а выводы вы сделаете сами:

«Прислушиваться. Поощрять интересы и поддерживать в полезных увлечениях. Мы общаемся с родителями членов команды, участвующих в олимпиаде, и всегда готовы что-то купить, куда-то съездить, поговорить. Дети это знают, и дети это ценят».

Наталья Жамбалиева

«Самое главное — это доверие к ребенку. Мои родители воспитывали меня точно так же. Не должно быть фанатизма, не надо контролировать за ребенком каждую букву и запятую. Ребенок должен быть самостоятельным. Пускать все на самотек тоже не надо, но при этом нельзя обижать ребенка излишним контролем. Дети разные, конечно, но ведь я своего знаю! На детей не стоит кричать, приказывать, лучше там, где возможно, договариваться, иначе человек закроется, и вы уже не достучитесь».

Нина Гоптарь

«Самое простое и самое важное — разговаривайте с ребенком. На любые темы, главное — наладить контакт. Не пережимайте с контролем. Я не иду с ним в библиотеку изучать материал, я говорю — то, что тебе нужно, в библиотеке, иди сам. Где могу, пытаюсь действовать личным примером, если родитель говорит одно, а делает другое, ни к чему хорошему это не приведет. Быть рядом, но не давить, я бы сказала так».

Елена Клок

«С рождения надо заниматься ребенком, никогда не думать, что он вырастет сам. Ежесекундно, ежеминутно его учить — играть, читать книги, смотреть фильмы. И это важно не только для детей, это важно для всей семьи. Умение слышать друг друга, помогать друг другу, наверное, приведет ребенка к победе. И неважно, к какой — станет ли он отличником, спортсменом, художником, певцом или просто хорошим человеком. Поддерживайте его, будьте рядом».

Юлия Грицко

Осталось добавить только одно. Олимпиада Кружкового движения НТИ действительно дает детям хороший старт, развивая в них навыки общения, командной работы и умение отстаивать свою точку зрения. На олимпиаде дети решают инженерные задачи из реальной жизни и понимают, что будущее действительно зависит от их знаний, решений и выборов.

В этом году Кружковое движение НТИ, АНО «Россия — страна возможностей» и АНО «Платформа НТИ» запустили уникальное направление для учеников средней школы — Олимпиада Кружкового движения НТИ.Junior. По мнению и участников олимпиад, и их наставников, столь раннее начало дает детям преимущество — они быстрее и лучше прочих усваивают новые знания, которые впоследствии пригодятся им и в школе, и в жизни, и на следующих олимпиадах и конкурсах. Дети рано начинают понимать, какая профессия их интересует, и не мечутся между предметами, оказавшись в старших классах. Даже те, кому не удается победить в олимпиаде, приезжают после нее с новыми знакомствами, знаниями и понимают, что учиться хорошо нужно не потому, что так твердят родители, а потому, что это интересно и важно. Этот опыт самостоятельности, прикосновение к миру знаний, где роботы и космос — не мечта, а реальность, дарит им мощный стимул для саморазвития.

Подать заявку на участие все еще можно — регистрация для учащихся 5–7 классов продлится до 20 октября.
Перейдите на сайт олимпиады, выберите с ребенком один из пяти профилей и выполните задания первого этапа.
Обратитесь за помощью к учителям, для них на сайте олимпиады открыт доступ к методикам и обучающим урокам от организаторов олимпиады и их партнеров.

Регистрация для учеников 8–11 классов открыта до 30 октября. Победители и призеры большинства профилей получают 100 баллов ЕГЭ.

Регистрация на студенческий трек Олимпиады Кружкового движения НТИ открыта до 15 ноября. Победители старших курсов смогут поступить в магистратуру ведущих вузов на льготных условиях, студентам младших курсов будут доступны стажировки в технологических компаниях.
Оценить:
Никто еще не оставил комментариев.

Авторизуйтесь чтобы присоединиться к дискуссии!