"А теперь, - подвела я итог, - представьте себе своего будущего первоклассника, которому с первого школьного дня придется сражаться с легионом этих точек, этих маленьких непослушных врагов, отнимающих силы и желание учиться. К этому сражению надо приготовиться заранее..."
Расстановка точек, заголовки, названия упражнений, правильное оформление работы практически для всех маленьких детей представляют сложный момент школьной жизни. Особенно для детей домашних, не прошедших через систему детского сада. Эти малыши обычно отличаются развитой речью, богатым воображением, даже читать уже умеют. Но работа в тетради становится для них пыткой, потому что требует жесткой дисциплинированности. Сама ее расчерченная плоскость "загоняет" ребенка в графу, в клетку.
К противостоянию таким сложностям и надо подготовить малыша. Здесь помогут игры на пространственную ориентацию - в том числе и на листе бумаги.
Далее можно просить правой рукой коснуться левого плеча, левого уха, левой ноги, а левой рукой, наоборот, дотронуться до правого уха, правой ноги и т. д.
С увеличением темпа словесных инструкций повышается сложность игры.
В усложненном варианте игры водящий показывает движение неверной рукой (ногой, плечом), а игроки должны не сбиваться, следуя словесной инструкции.
Играют на столе или на полу. В центре плоскости, отведенной для игры, кладут картонный кружочек - начальную точку отсчета.
Генерал командует: "Зайчик, встань передо мной! Лисенок, встань справа от зайчика. Гномик, встань перед лисенком! Индеец, займи место за зайчиком". И так далее.
После того как все игрушки выстроятся перед генералом, можно дать салют: прохлопать и протопать столько раз, сколько участников парада выстроилось на столе.
Эту игру можно усложнять, меняя положение персонажей по отношению к ребенку. Ребенок может смотреть на игрушки со стороны генерала. Тогда они окажутся лицом к нему. А может смотреть на них с другой стороны - со спины. И в том, и в другом случае он должен уметь ориентироваться.
Если этот вариант игры освоен, можно попробовать проводить построение на шахматной доске (или на листе бумаге, расчерченном на крупные клетки). За начало отсчета выбирается любая клетка, которую укажет водящий.
Кстати, в качестве войска можно использовать шахматные фигуры и заодно выучить их названия.
Молодец! А теперь ты, робот, попал в очень темную пещеру, в которой ничего не видно. Закрой глаза и продолжай работать с закрытыми глазами.
"Поворот направо, руки вниз. 2 шага назад, 2 поворота направо, 3 шага вперед. Вот ты и оказался в нужном месте. Открой глаза".
Можно заранее приготовить приз для вашего робота за правильное выполнение указаний. Если роль робота не слишком привлекает ребенка, игру можно модифицировал, превратив ее в поиск "клада". В этом варианте малыш отправляется на поиски спрятанного в комнате "клада" - игрушки или угощения.
Примечание: меняйтесь с ребенком ролями. Пусть он, становясь ведущим в игре, учится отдавать пространственные команды и оценивать правильность их исполнения.
Для начала покажите ему, как проводить горизонтальные и вертикальные линии на листе бумаги. Лучше делать это без линейки. Получается кривовато, но зато полезно для развития глазомера и руки. Для работы давайте лист квадратной формы. Постепенно малыш научится самостоятельно расчерчивать листок бумаги на шестнадцать ячеек, напоминающих клеточки, уже знакомые ребенку по предыдущим играм.
Предположим, что ваш малыш уже знает названия некоторых плоскостных геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, ромб и т. п.) Если нет, покажите их ему, предложите начертить, вырезать.
После этого можно поиграть в парад фигур. Скажите, что квадраты и треугольники будут строиться на листе бумаги так же, как это делали зайцы и индейцы перед генералом.
Вместе с ребенком уточните, где находятся верхние углы, а где - нижние, где располагается левый верхний угол, а где - правый нижний, и так далее.
Теперь можно диктовать: "В крайней клеточке левого верхнего угла нарисуй квадрат. Отступи две клеточки вниз и нарисуй треугольник. От треугольника отступи вправо четыре клетки и нарисуй окружность". Лучше сразу учить ребенка различать окружность и круг: окружность - граница круга.
Вы должны рисовать одновременно с ребенком на своем листе, чтобы потом была возможность сравнить результаты диктанта.
Когда станет ясно, что ребенок освоился с таким видом работы, передайте ему "учительские" функции. Известно, что в результате преподавания лучше всего обучается сам учитель. Как в старом анекдоте: "Я объяснял это столько раз, что наконец все сам понял". Не воспользоваться подобной возможностью просто грешно! Теперь ребенок будет вам диктовать.
Здесь возможны два варианта.
Вариант первый. Ребенок сначала заготавливает диктант: расчерчивает лист на квадратики, рисует красным карандашом фигуру, с которой надо начинать диктовку, заполняет некоторые клеточки по собственному усмотрению и потом "читает" вам написанное. Читать графический диктант - тоже очень полезное дело.
Вариант второй. Ребенок работает параллельно с вами: чертит и одновременно диктует.
Что сложнее - первый или второй вариант, сказать трудно. Надо пробовать и так, и эдак.
Чтобы усилить значимость учительской роли, вы даже можете договориться с ребенком об оценках, которые он будет вам ставить. Здесь, правда, возможны сложности, поскольку сам учитель имеет еще мало опыта.
Надо оговорить условия: например, вы получаете пятерку (ее своей рукой выводит ребенок), если и ваш, и учительский диктант совпадают. Если имеются расхождения, все, к сожалению, придется переписывать.
С какого-то момента, когда вы уже уверены в ребенке или у вас есть возможность приобщить к игре третьего - взрослого - игрока (например бабушку), можно попробовать специально допускать ошибки, которые учителю необходимо обнаружить. Но это уже высший пилотаж.
Основная цель этого задания - научиться ориентироваться в пространстве, используя понятия "лево", "право", "верх", "низ", "между", "над", "под", "за" и т. д. Упражнение не требует предварительной подготовки. Вы можете самостоятельно разнообразить инструкции со словесным обозначением местоположения фигур на листе - мы дали только необходимые примеры.
Через 9-10 таких упражнений ребёнок начнёт уверенно ориентироваться на пространстве листа.
Ребенку дается следующая инструкция: Слева, справа, ниже, выше - нарисую, как услышу - правило, по которому ты должен выполнять новое задание.
Перед тобой нарисован круг.
Вот какой, примерно, рисунок должен получиться у ребенка.
После этого попросите ребенка приготовить цветные карандаши. Следующие инструкции такие:
Вот что должно в результате получиться.
Инструкция для ребенка:
Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому.
Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буковки правильно, у нее получится целое слово.
Если ты будешь четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово. Запомни: за каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет.
Примечание:
Начинать игру можно с любого места. Заранее продумайте, какое слово должно получиться, и составьте "пространственную" инструкцию.
Эту игру можно использовать много раз. Старайтесь, чтобы за перелетами пчелы ребенок следил только глазами, не водя пальцем по полю.
Ниже, в качестве примера, мы приводим несколько вариантов игры.
Вариант 1
Пчелка сидела на букве Ш. Запиши эту букву. Затем пчела полетела. Следи за направлением полета и остановками.
Вверх, вверх, вверх, остановка. Вниз, остановка. Направо, вверх, остановка. Влево, влево, вниз, остановка.
Какое слово получилось?
Вариант 2
Пчелка сидела на букве Г. Запиши ее. Дальше она полетела так:
Влево, влево, вниз, вниз, вниз, остановка. Направо, направо, направо, вверх, остановка. Налево, налево, налево, остановка.
Куда прилетела пчелка? Какое слово получилось?
Наигравшись таким образом, смело переходите на плоскость тетрадного листа с укрупненной клеткой.
По материалам сайта Психологического центра Адалин