Статьи Учимся, играя
12:30, 16 Ноября 2017
2319
0

Советы педагога: как выбрать игрушки для ребенка

Полки современных магазинов ломятся от ярких, пушистых, блестящих, говорящих и музыкальных развивающих игрушек. Неудивительно, что родители зачастую становятся жертвами маркетинговых уловок и покупают в детских магазинах больше, чем следовало бы. Как же выбрать развивающие игрушки? Нужно ли гнаться за количеством или отдать предпочтение качеству? Стоит ли вообще играть с ребенком, или игрушки «сами разовьют» его? Об этом и многом другом порталу ННмама.ру рассказала психолог, педагог раннего развития, автор книг для родителей, создатель проекта «Клуб Увлеченных Мам»  Марина Суздалева.

 

Как выбрать игрушки для ребенка


По словам Марины Суздалевой, при выборе игрушек следует обращать на их качество, функциональность и соответствие задачам развития ребенка.

1. Качество игрушки обеспечивает ее безопасность, долговечность, удобство использования. 

Как оценить качество игрушки при покупке? 
  • Обращайте внимание на производителя – хорошо, если это известный, проверенный годами бренд.  
  • Плюсом будет наличие отзывов в сети, но здесь нужно всегда помнить о том, что отзывы в наше время часто покупаются, поэтому читайте их в разных источниках и старайтесь составить свое объективное представление.
  • Если вы выбираете игрушку в магазине, ее нужно внимательно осмотреть, понюхать, изучить упаковку (отметить ее качество, наличие информации на русском языке, данных о производителе, горячей линии по качеству продукции). 
2. Функциональность игрушки позволяет использовать ее в разнообразных играх. 

Сегодня полки магазинов заставлены интерактивными обучающими и развивающими игрушками, которые светятся, звучат, двигаются, поют английский алфавит. Многообещающие лозунги на упаковках пророчат, что с этой игрушкой ребенок будет настоящим вундеркиндом, и спрос на такие игрушки растет. 

Печально, что радость от покупки длится считанные дни, а то и меньше. Ребенок быстро пресыщается интерактивными игрушками и отдает предпочтение старой клавиатуре или маминым кастрюлям. 

Хорошая игрушка допускает ее использование в самых разных играх. Так, кольца от обычной пирамидки легко превращаются в лодочки, кочки на болоте, бублики, тарелочки, руль и колеса.

3. Игрушка должна соответствовать этапу развития ребенка, особенностям его мышления и восприятия. 

Мозг ребенка раннего возраста (до 3 лет) не приспособлен для обучения чтению (как бы ни хотелось некоторым представителям игрушечной индустрии убедить родителей в обратном), поэтому кубики с буквами или карточки со словами для двухлетки не нужны. А вот конструктор с крупными деталями или фигурки животных – те игрушки, которые действительно пойдут на пользу малышу этого возраста. 


Сколько нужно игрушек ребенку


Развивающие игрушки выполняют свою функцию, пока остается некоторый элемент новизны, загадки. Если ребенок изучил игрушку вдоль и поперек, она его уже не привлекает, ее развивающий потенциал исчерпан. 

Поэтому задача родителей – поддерживать этот эффект новизны. К счастью, достигается он не только покупкой новых игрушек. Здесь помогает
  • прием ротации игрушек, когда часть игрушек убирается на время, затем возвращается через две-три недели. Тогда ребенок играет с ними, почти как с новыми. 
  • включение старых игрушек в новые игры, демонстрация ребенку новых возможностей игры, новых аспектов уже знакомой игрушки. 

Развивающие игры дома


Я сторонница комплексного подхода к развитию ребенка, в том числе, к организации развивающих игр дома. Одни мамы легко придумывают игры на ходу и запросто могут увлечь ребенка новой игрой или развивающими занятиями. Другим нужна подготовка или даже план занятий. 

План ежедневных занятий хорош тем, что помогает не упустить ничего важного и быть уверенной в гармоничном развитии малыша. Но игры «по наитию» тоже хороши, особенно если родители грамотно подошли к вопросу выбора игрушек и в целом к оформлению развивающей среды.  

Пример: Если дома есть спортивный комплекс, который не используется как вешалка для одежды, если взрослые начинают каждый день с заряди, ежедневно активно гуляют с ребенком, то он хорошо физически развивается. В таком случае, специально планировать какие-то ежедневные занятия для физического развития ребенка нет смысла.

Если же условия и образ жизни семьи таковы, что ребенок ведет скорее «неподвижный» образ жизни: гуляет только на площадке у дома или большую часть прогулки проводит в коляске, дома ему негде побегать и порезвиться, родители при нем не занимаются физическими упражнениями – то важно сделать акцент именно на физическом развитии:
• вспомнить, найти или придумать подвижные игры для прогулки, 
• приобрести или сделать своими руками игрушки и спортинвентарь, который можно будет использовать для занятий дома,
• ввести в привычку легкую зарядку, танцы. 

Это касается и других направлений развития ребенка: речи, мелкой моторики, эмоционально-личностного развития. 

Нужно ли играть с ребенком?


Способность занимать себя самостоятельно формируется также, как и другие навыки и умения ребенка, по мере его взросления, роста самосознания, усложнения игр. И важнейшую роль здесь играет взрослый. 

Бывают редкие исключения, но, как правило, недостаточно купить и вручить ребенку игрушку. Необходимо заинтересовать его игрой, показать способы взаимодействия с игрушкой, возможности включения ее в любимые игровые сюжеты малыша. 

Развивает не игрушка как таковая, развивает взрослый, а игрушка – прежде всего, инструмент для совместной игры. Детям очень важно, если не активное живое участие в игре взрослого, то как минимум его одобрение и присутствие. Поэтому даже игрушки и пособия, предполагающее самостоятельную игру с ними, зачастую не дают маме желанной свободы заняться, наконец, своими делами. 

Советы родителям: как играть с ребенком


1. Не отказывать ребенку в его естественной потребности разделить радость игры с близким взрослым, - активно участвовать в игре малыша, поддерживать его игровые сюжеты, хвалить, помогать, если просит, на время игры с ребенком отложить посторонние дела и мысли, и, конечно, отложить телефон. Когда эта потребность будет в достаточной мере удовлетворена, ребенок охотнее отпустит маму и будет играть самостоятельно. 

2. Не нужно брать всю инициативу в играх на себя. Бывает, мама считает, будто ей лучше известно, во что и как следует играть ребенку, чтобы это принесло больше пользы для его развития. Но это не всегда так. 

Малыш должен быть равноправным партнером в игре, желания и интересы которого учитываются. Он сам может решать, будет ли сейчас слушать сказку или рисовать, какого цвета будет травка на его рисунке, хочет ли он нарисовать ее красками, карандашами или просто пальцами, хочет ли он закончить рисунок или оставить его незавершенным, потому что ему вздумалось теперь покатать машинки. Тогда в играх ребенка будет место и творчеству, и самостоятельности. 

3. Организовать пространство и время. Иногда мы сами не замечаем, как ставим крест на самостоятельных занятиях ребенка, потому что он просто не может реализовать свои побуждения в тех условиях, которые мы для него создали. 

Пример: Малыш интересуется книгами, но листать книги ему разрешают только под присмотром, а в остальное время книги стоят высоко на полке. Такая же история часто происходит с красками, ножницами, домашней песочницей, пластилином, крупами, другими материалами и игрушками, последствия самостоятельных игр с которыми, возможно, придется долго и с трудом устранять. С этой точки зрения, конечно, нет равных играм на планшете и мультфильмам. 

Но надо понимать, что способность к самостоятельной игре и способность сидеть с планшетом и никому не мешать – это принципиально разные способности, которые требуют от родителей разных действий. Какую из них развивать у своего малыша – решать родителям.
чтобы присоединиться к дискуссии!
Опрос
Чем вы занимаетесь в интернете?