Статьи Психология дошкольников
15:44, 10 Февраля 2020
148
0

Как подготовить ребенка к детскому саду?

С 1 марта начинается выдача путевок в детские сады Нижнего Новгорода. Совсем скоро малыши отправятся знакомиться с воспитателями, будущими друзьями и новой жизнью в детском саду. Это обязательно будет особенное время, полное новых идей, первых осознанных поделок и веселых утренников.

Не всегда первый год в детском саду - это праздник. Родители отмечают, что ребенок может капризничать, не отпускать маму или папу на работу, начинает часто болеть, становится озлобленным или закрытым. Как помочь малышу адаптироваться и чувствовать себя в садике, как дома? Как завести новый друзей, принять и полюбить воспитателей и каждое утро бежать в садик для получения новых положительных эмоций?

С этими вопросами мы обратились к специалисту Центра психологической помощи "Отражение", семейному психологу, гештальт- терапевту Елене Прошиной.

С какого возраста можно начинать готовить ребенка к детскому саду? Что для этого нужно делать?

Для того, чтобы малыш легко адаптировался к детскому саду, необходимо заранее готовить его к такому важному этапу в жизни. Но не нужно начинать заниматься этим за 1 месяц или две недели. Постарайтесь делать это постепенно, тогда малыш не будет чувствовать, что его к чему-то готовят.
Во-первых, режим дня. Необходимо приучать ребенка к режиму того учреждения, куда он пойдет. Сон, питание, прогулки, занятия - ребенку очень важна стабильность и определенность. Это делает его более устойчивым.
И наоборот, нестабильность усиливает чувство тревоги, в таком состоянии ребенку будет сложно справляться с задачами дня, вся энергия будет направлена на снижение внутренней тревоги и дискомфорта.
Во-вторых, старайтесь развивать навыки самообслуживания. Если Ваш малыш стремится все делать САМ - это прекрасно! Поддерживайте в нем это естественное стремление, не бросайтесь делать это ЗА него. Так у него растет представление о своей силе, самостоятельности, способности справляться с трудностями.
Важно учить ребенка просить о помощи. Не топать ногами, не хныкать, а просить словами "Помоги" или подходить к маме брать ее за ручку и показывать в чем нужна помощь.
Придерживайтесь к правилам поведения. Чем легче ребенок ориентируется в существующих правилах, тем легче он адаптируется. Например,
"Переходя через дорогу, маму нужно брать за руку"
"Убирать за собой игрушки"
"Взрослый главный"
"Есть твои и чужие вещи" и т. д.
"На площадке бегать и кричать можно, а в магазине нет"

Правил не должно быть слишком много. Важен баланс "МОЖНО - НЕЛЬЗЯ". У ребенка должно быть достаточно свободы в проявлениях.
Чаще общайтесь с детьми разного возраста, взрослыми. Прогулки на детских площадках, посещение игровых комнат, зоопарка, праздничных представлений и т. д. - чем больше у малыша разного опыта общения с другими людьми, тем легче ему будет адаптироваться к садику.
Рассказывайте ребенку о "правилах" взаимодействия с другими детьми:
"Если понравилась чужая игрушка, важно спросить"
"Если не хочется давать Пете совочек, то можно отказывать"
"Катаясь с горки, дождаться своей очередности" и т. д.

Покажите ребенку как можно играть вместе: строить большой замок из песка, пинать мячик, догонять друг друга и т. д. Ребенок запомнит этот приятный опыт и с удовольствием будет взаимодействовать с детьми.

Вам будет интересно: Адаптация ребенка к детскому саду: основные ошибки родителей

Какой возраст оптимальный для поступления в дошкольное учреждение?

Никто не ответит на этот вопрос лучше, чем мама. Если малыш раскованно чувствует себя во время коммуникации с детьми и взрослыми, если может показать или рассказать, что ему что-то нравится или он чем-то недоволен, если он готов придерживаться заданному графику дня, то он готов отправиться в детский сад. Эти признаки помогают понять, что малыш готов к следующему важному шагу в своей жизни.


Какое поведение говорит о том, что ребенка не надо вести в детский сад?

Бывает, что ребенок слишком закрыт от окружающего мира. Его мир - это родная и любящая мама, которая поиграет, защитит, расскажет и покажет. Иногда происходит так, что малыш не настроен оставаться с посторонними, и даже с близкими людьми, если мамы нет рядом. Для него, а иногда и для мамы, это воспринимается, как проблема. Конечно, в таком случае малышу бывает сложно адаптироваться.
В таком случае следует почаще выбираться из дома, общаться со сверстниками, друзьями. Можно попробовать оставлять малыша с родственниками на незначительное время. Постарайтесь, чтобы для малыша это не было болезненным.

Вам будет интересно: Что принести в садик на День Рождения ребенка?

Как долго малыш будет привыкать к детскому саду? Сколько по времени длится адаптация?

Процесс адаптации - дело очень индивидуальное. Некоторые дети готовы остаться в детском саду до конца рабочего дня уже на второй неделе
адаптации, а кто-то через три месяца еще не привык к воспитателю и трудно сходится с детьми, утром плачет, когда мама уходит на работу.
Конечно, заранее это нельзя предсказать. Иногда адаптация происходит волнообразно - сначала ребенок хорошо адаптируется, знакомится с детьми, играет в новые игрушки, пробует садиковую еду, а потом заболевает и уходит на больничный. После больничного малыш уже "раскусил" и "сравнил", что дома ему лучше и мама всегда рядом, поэтому процесс адаптации нужно начинать заново.

Вам будет интересно: Оплата садика через Сбербанк Онлайн. Пошаговая инструкция

Стандартные фазы адаптации имеют 3 этапа:

  • острая
Во время острой фазы адаптации у малыша может нарушиться сон, аппетит. Даже у здоровых детей часто снижается иммунитет, начинает скакать температура и давление. Что касается психологической стороны вопроса, у малышей, которые идут в садик, повышаются всевозможные реакции - истеричность, нервозность, агрессивность. Или, наоборот, вы можете наблюдать апатичность и равнодушие ко всему, что происходит вокруг. Если малыш уже более или менее говорит, то вы можете услышать свершенно неприятные слова, как "вы меня не любите и отдали в садик, чтобы я вам не мешал", "я вас ненавижу и больше не пойду в садик".
  • средне-острая
На этой фазе ребенок уже более-менее привыкает к детскому саду. Самые негативные реакции проявляются редко или вообще не проявляются. На этой фазе воспитатели уже могут вовлечь ребенка в групповые занятия, начинают появляться первые симпатии в общении, ребенок узнает сверстников и понимает с кем ему легче и интереснее общаться. Но о полной адаптации думать еще рано - иногда все-же происходят приступы истерик, после выходных ребенок может отказываться от похода в детский сад. Именно в этот период родители замечают, что малыш без объяснения причин отказывается делиться игрушками с другими детьми, работать в паре на занятия или вообще заниматься во время познавательных уроков. У более старших детей начинают формироваться комплекты, занижается самооценка. Нередко ребенок проявляется свои чувства с помощью нестандартного поведения - начинает кусаться, плеваться или обзываться.
  • компенсированная
На этом этапе адаптация уже практически завершена. Иногда еще происходят вспышки агрессии, но они единичны. Малыш может с утра поплакать или отказаться идти в садик, но все решается простым разговором с мамой или папой. Физиологические и социальные реакции восстанавливаются полностью.

чтобы присоединиться к дискуссии!
Опрос
Празднуете ли вы Масленицу?