Прием у детского офтальмолога: какие процедуры должны провести?

Офтальмологи рекомендуют проводить обследование зрения у ребенка раз в год, даже если вам кажется, что никаких проблем нет. Но у родителей это вызывает немало вопросов – а зачем так часто? Какие процедуры входят в осмотр? Зачем они нужны? Игорь Азнаурян, офтальмохирург, доктор медицинских наук, профессор, основатель детских глазных клиник «Ясный взор», расскажет, какие диагностические процедуры необходимы, как часто и почему без них нельзя обойтись.

Как часто нужно посещать детского офтальмолога?


Первый полноценный осмотр проходит еще в роддоме, после появления на свет нового члена семьи. Потом офтальмологи проводят исследование глаз на широком зрачке в 6 месяцев, т.к. современные способы диагностики позволяют это делать. Затем я рекомендую обязательно повторить его в 1 год, добавляя необходимые методы исследования, которые не удалось провести в более ранние сроки. Следующий осмотр я назначаю в 1,5 года.

Сейчас мы можем с ранних лет изучать формирование зрительной системы ребенка полноценно, чтобы не пропустить - в перспективе - развития различных заболеваний. Этим современная офтальмология и отличается от старых стандартов лечения.

Это основные этапы, которые позволяют нам определить, есть ли у малыша проблемы со зрением. Если не выявлено никаких грубых нарушений, требующих вмешательств либо контроля со стороны врача, то я назначаю динамическое наблюдение в 3 и 7 лет, а затем раз в год.

Плановый осмотр необходим для того, чтобы мы не упустили развитие заболеваний, подчас очень серьезных – речь идет не только об известных всем близорукости или косоглазии, но и ринобластоме, меланоме и т.д. Хоть они и нечасто встречаются, но если упустить начало развития заболевания - то последствия будут плачевными. Вот почему самыми важными моментами в обследовании детей являются плановость диагностики и её раннее проведение. Чем раньше мы выявим патологию, тем легче и эффективнее мы ее вылечим.

Какие обследования должны обязательно провести во время приема у детского офтальмолога?


Ключевым является возраст юного пациента. Если говорить о совсем малышах, детях в возрасте от рождения до 2-3 лет, то необходимо проведение исследования с определением глазодвигательной функции и фиксации взгляда.

В возрасте от 2,5-3 лет мы уже исследуем остроту зрения, осматриваем глазное дно при широком зрачке с обследованием всех оптических сред глаза, а также определяем рефракцию – т.е. выясняем, есть ли у ребенка гиперметропия, миопия, астигматизм и в какой степени. В таком возрасте данные патологии можно очень эффективно и успешно скорректировать очками, что при дальнейшем росте организма позволяет правильно формироваться зрительной системе.

Также после 3 лет мы добавляем к этим процедурам детальное исследование глазного дна с линзой Гольдмана, биометрию или УЗИ глаза, определение бинокулярного и стереоскопического зрения.  

Обследование мышц глаза и остроты зрения


Определение подвижности глаз нужно нам для выявления нарушений глазодвигательных мышц. Правильные их развитие и работа - важный аспект при формировании зрительной системы в целом (а происходит этот процесс в период с 1 года до 10 лет). Всего у человека есть 12 глазодвигательных мышц, по 6 на каждый глаз. Если имеются какие-либо нарушения в работе хотя бы одной из них, то в последующем это может привести к проблемам зрительной системы (двоение в глазах, косоглазие и т.д.).

Проверка ребенка на фиксацию предметов или же в более старшем возрасте – определение остроты зрения даёт нам качественную характеристику того, насколько правильно формируется или уже полноценно сформирована зрительная система - сетчатка глаза и зрительный нерв, которые являются важными ее частями и позволяют ребенку видеть мир во всей его полноте.  

Изучение сред глаза и рефракции


Оптические среды глаза – это роговица, хрусталик, стекловидное тело. Мы изучаем каждую из этих сред на предмет её прозрачности и правильности функционального формирования на данном этапе развития ребенка. Это совершенно необходимый элемент исследования, т.к. от всех этих структур зависит возможность глаза воспринимать и обрабатывать поступающую извне информацию.

Изучение рефракции глаза - это определение миопии, гиперметропии, астигматизма на широкий зрачок, которое нужно, чтобы выяснить, насколько правильно проецируется изображение на глазное дно. Исследуя рефракцию, мы понимаем, есть ли оптические нарушения, стоит ли проводить их коррекцию и если да – то как нам выстроить тактику лечения. Например, я могу выписать очки для правильной фокусировки изображения на сетчатке и последующего корректного развития зрительной системы в целом.

Исследования глазного дна, бинокулярного, стереоскопического и цветового зрения у ребенка


Исследование глазного дна с линзой Гольдмана, биометрия или УЗИ глаза, определение бинокулярного и стереоскопического зрения позволяют нам оценить рост глаза и изменение его размеров. Бинокулярное зрение отвечает за способность глаз к объёмному восприятию мира, то есть к совместной работе двух глаз, а стереоскопическое зрение – это уже 3D от мира офтальмологии, способность к восприятию более сложных объемных образов. Без правильного формирования этих параметров ребенок не сможет полноценно видеть и воспринимать окружающий мир.

Также тут стоит упомянуть исследование цветового зрения – способности глаз корректно воспринимать цвета. Нарушения цветового зрения приводят к дальтонизму, названному в честь ученого, который первый его обнаружил и сам страдал от этой проблемы – Джона Дальтона, физика, химика и естествоиспытателя.  

Стандарты глубокого обследования при отсутствии проблем в зрении у ребенка


Эти стандарты исследования нужны нам для изучения всех основных структурных компонентов глаза, которые участвуют в зрительном акте, т.е., проще говоря, позволяют ребенку нормально видеть, что происходит вокруг. Глубокое изучение этих компонентов необходимо нам для выявления нарушений их работе в раннем возрасте. Тогда мы правильно выстроим тактику лечения и будем воздействовать на них ещё на этапе формирования зрительной системы, что более эффективно. Ведь наша цель - выздоровление ребёнка и возвращение ему нормального зрения.

Почему же нельзя выбрать упрощенный вариант обследования? Увы, при таком подходе легко упустить очень сложные проблемы, которые сами собой не пройдут – не нужно надеяться, что ребенок их «перерастет». Если же такие исследования не проводить, то родители и ребенок окажутся лицом к лицу с печальным фактом - уже непосредственно перед детским садиком или школой. При чем иногда обнаружение проблем происходит вообще случайно – вплоть до того, что их выявляют уже в школе при плановой диспансеризации. Родители начинают искать причины болезни и возможности для лечения, которое подчас оказывается очень долгим лишь потому, что была упущена ранняя стадия развития болезни.

Лечение при запущенных проблемах глаз у ребенка


Здесь необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Важно понимать, что самолечение тут не поможет. Нужно два, три, иногда даже пять лет периодичного наблюдения с курсом лечения. И вот это уже вызывает определенные сложности, т.к. ребенок учится в школе, у него имеется график занятий, загруженности, свои хобби, кружки, спортивные секции…  

Например, иногда лечение требует проведения окклюзии глаз, то есть их закрывания, что в старшем возрасте может вызывать у некоторых детей стеснение, дискомфорт, у других - недовольство или нежелание проходить процедуры. Именно поэтому мы придумали и внедрили способ, когда мы можем окклюзировать глаз без того, чтобы это было заметно со стороны.

Вот почему в вопросе, делать углубленные исследования или поверхностные, мы отдаем предпочтение углубленному плановому изучению состояния глаз и зрения в раннем возрасте. 
чтобы присоединиться к дискуссии!
Опрос
Как часто вы ходите с детьми в кафе?