Статьи Интеллектуальное развитие
11:28, 24 сентября 2021
361
0

Как выявить дислексию на ранних стадиях? Что могут сделать родители?

Дислексия – это не болезнь, от которой помогают лекарства. Это состояние, на которое может оказать положительное влияние правильно организованное обучение. Своевременно оказанная профессиональная логопедическая и нейропсихологическая помощь в детском саду и 1-м классе приведет в будущем к значительному уменьшению количества проблем с обучением чтению и письму.

Как самостоятельно выявить дислексию?

Многие симптомы начинают проявляться до школы, поэтому внимательный родитель может их самостоятельно заметить. Если хотя бы несколько признаков, указанных ниже, вы обнаружили у малыша, рекомендуем обратиться к специалистам.

У дошкольника

  • Задержка речевого развития в сравнении со сверстниками;
  • Регулярные ошибки в речи (неспособность правильно произносить длинные слова)
  • Некорректное составление предложений;
  • Трудности с запоминанием букв алфавита;
  • Сложности с заучиванием стихов наизусть;

У школьника

Трудности становятся ярко выраженными, когда дети идут в школу и активно начинают обучаться чтению и письму. Ниже описаны наиболее распространённые симптомы, обнаруженные у детей с дислексией в возрасте от 5 до 12 лет:

  • Сложности со следованием алгоритму, выполнению требований преподавателя. Ребёнку сложно концентрироваться и организовываться;
  • Трудности с запоминанием последовательностей: алфавита, числового ряда, дней недели, времён года;
  • Низкий темп письма и чтения;
  • Плохой почерк;
  • Сложности с записыванием письменного ответа (когда ребёнок хорошо отвечает устно на вопросы, но не может их корректно перенести на лист бумаги);
  • Школьник переставляет, пропускает, добавляет или не дописывает буквы и слоги, искажает слова;
  • Ребёнок допускает 4 и более ошибок в диктантах, самостоятельных и контрольных работах при условии регулярного обучения;
  • Отказ от чтения вслух;
  • Трудности с определением границ слов и предложений;
  • Плохая ориентация в понятиях «право-лево»;
  • Не может запомнить понятия или таблицу умножения;
  • Проблемы с кратковременной памятью;
  • Забывчивость (частая потеря школьных принадлежностей и других вещей);

Что могут сделать родители? 

Самое главное – помнить, что ребёнку необходима профессиональная помощь в освоении навыков чтения и письма. Важно пройти консультацию и диагностику у логопеда или нейропсихолога. К счастью, сегодня для граждан РФ это можно сделать бесплатно! 

Ассоциация родителей детей с дислексией - инициативная группа деятелей культуры и науки и бизнеса, созданная в 2016 году. Эта организация оказывает бесплатную онлайн-помощь для всех регионов России. Неважно, из какого вы города! Если вы являетесь гражданином РФ, то можете обратиться в Ассоциацию для проведения диагностики и получения индивидуальных рекомендаций. Специалисты консультируют по проблемам дислексии, дисграфии, дизорфографии, дискалькулии, общего недоразвития речи, фонетико-фонематического недоразвития, задержки психического развития, дефицита внимания. 

Если у вашего ребёнка наблюдаются трудности в обучении (нарушения письма, чтения, счета), речевые нарушения, дефицит внимания, задержка психического развития, то в первую очередь нужно обратиться в Ассоциацию дислексии России на онлайн-консультацию. Первичная бесплатная консультация длится 25 минут. Консультанты помогут родителям определиться с запросом, запишут к конкретному специалисту с учетом имеющихся проблем, расскажут о формате проведения онлайн-диагностики, ответят на вопросы по процедуре и результатам дальнейшего обследования. Для записи на консультацию родителю нужно перейти по ссылке и заполнить небольшую анкету.

По результатам консультации вы попадёте на бесплатный диагностический приём логопеда или нейропсихолога. Длительность такого приёма составляет 55 минут. В рамках него специалисты проведут онлайн-диагностику речевого или психического развития ребёнка и отправят по электронной почте результаты консультации. 

После обращения к специалистам необходимо пройти ПМПК (Психолого-медико-педагогическую комиссию). ПМПК установит, есть ли у вашего ребёнка ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), порекомендует вариант адаптированной программы (АООП 5.1 или 5.2).

Если вы живёте в Нижнем Новгороде или Нижегородской области, то ближайшими к вам комиссиями будут:

Следующим шагом родителей будет обращение в школу. ПМПК выдаёт рекомендации, но решение об обучении по адаптированной программе принимают родители! Образовательное учреждение обязано предоставить особые условия обучения ребёнку с ОВЗ:

  • Разработать адаптированную программу (АООП 5.1 или 5.2);
  • Обеспечить занятия с логопедом и психологом (не менее 5 часов в неделю);
  • Использовать адекватную систему оценивания и проверки достижений;

Если в школе нет логопеда, то родители могут обратиться к специалистам ППМС- центров (Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи). Для жителей Нижегородской области работает Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Нижегородской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Оценить:
Никто еще не оставил комментариев.

Авторизуйтесь чтобы присоединиться к дискуссии!