Статьи Психология дошкольников
13:58, 29 ноября 2017
0
0

Игротерапия: как лечит игра?

Игра – это уникальный язык ребенка, его речь, где игрушки – слова. С помощью нее мы можем развивать, обучать, развлекать и ... помогать. Возможность «выиграться» - самая естественная форма самоисцеления, предоставляемая детством. О том, как играть с ребенком, чтобы ему помочь и о принципах игротерапии портал ННмама.ру спросил детского психолога, игрового терапевта, члена Американской ассоциации игровых терапевтов (APT) и маму троих детей Марию Потапову. 

Игра, как язык ребенка


Взрослый человек может прийти к психотерапевту, коучу или другу и с помощью общения, речи разобраться со своими трудностями. А что делать ребенку, у которого родился братик, его впервые отвели в детский сад или отругали в школе? Детям трудно создавать предложения, выражать свои чувства и эмоции посредством слов, речью оформлять мысли и довериться взрослому. И поэтому так естественно обращение к игре, которая является главным спутником детства. 

Основная эмоция игры – это радость. Удовольствие, раскованность, свобода – вот что сопровождает каждого ребенка в игровом процессе. 

Как работает игротерапия? 

Окунемся глубже в игру детей, которая способна повлиять на поведенческие и психологические трудности. И поможет нам в этом игровая терапия. Кратко игровую терапию можно определить, как метод работы психолога, использующий терапевтический эффект свободной игры ребенка.

Существует множество направлений игротерапии, мы рассмотрим недирективную или игровую терапию, центрированную на ребенке. В основе метода лежит неограниченная вера в мудрость и внутренний ресурс ребенка, которые даны ему природой. В каждый момент времени малыш знает какими игрушками и как именно он хочет поиграть. Нам, специалистам или родителям, необходимо лишь создать условия (подготовить игрушки, выделить время) и поддержать игру, создав определенную атмосферу. 

Свободная игра ребенка – это выражение того, что он хочет делать. Играя без руководства, малыш сталкивается со своей личностью, высвобождает чувства и отношения, которые были загнаны внутрь. Получается, что в самостоятельной игре он реализует самопомощь. 

Игровой терапевт или родитель способны создать такую атмосферу и отношения, в которых есть свобода. Игра позволяет много раз прокрутить и отыграть одно и то же событие. Ощутить палитру чувств, выразить и освободиться от них. Приобрести уверенность и самоуважение. И расстаться со старыми моделями поведения, создававшими проблемы, сменив их на позитивные и приемлемые в обществе и семье формы. 

Играя на сессиях игротерапии, ребенок пробует, примеряет разнообразные характеры. Для этого можно наряжаться в костюмы, использовать маски, аксессуары, игрушечное оружие. Или достаточно фантазировать, сочиняя сюжеты для игры. Вся суть таких действий зашифрована в желании овладеть способностью принимать решения, брать ответственность на себя, повысить свою самооценку и обрести самоконтроль. 

Особенности детской терапевтичной игры

  • Ведущая роль в игре принадлежит ребенку. Взрослый принимает все затеи ребенка, позволяет играть так как хочется. Например, варить суп из шоколада или стрелять из пистолета в плюшевого зайчика.
  • Взрослый полностью включен в игру. Важно быть полностью включенным эмоционально. Не листать ленту в Фейсбуке или переживать за убегающий на плите суп. Посвятить время ребенку и присутствовать «здесь и сейчас».
  • Взрослый создает атмосферу принятия Для этого используются специальные инструменты игровой терапии, о которых речь пойдет ниже. 
  • Набор игрушек ограничен. Важно предоставить ребенку свободу для самовыражения через игрушки и на время сеанса игровой терапии обеспечить:
 -игрушками из реальной жизни (куклами, машинками, наборами для сюжетно-ролевой игры),
- игрушками для отображения агрессии (оружие, монстры, молоток, пластиковый ножик и картоннная коробка из-под яиц!), 
- игрушками для подвижных игр (мячик, скакалка, дартс), 
- игрушками для сенсорной игры (мелкие предметы, природный материал, песок, вода, резиновые «лизуны»), 
- игрушками для творческой игры (краски, карандаши, пластилин, цветная бумага, ножницы, клей, скотч, детская косметка).
  • Игра имеет определенную длительность. Этот пункт важен как для ребенка, который учится справляться с границами, подчиняться правилам, так порой и становится облегчением для родителей, который находятся в начале пути освоения игровой терапии в домашних условиях. Дома я рекомендую играть таким образом 30 минут в неделю, сеанс у игрового терапевта длится в среднем 45 минут. 

Игротерапия: инструменты и действия


1. Отражение. Словесно озвучиваем действия и чувства ребенка. Например: «Ты смотришь глазками и выбираешь игрушку», «Похоже ты рассердился», «Ты катаешь машинку», «Ты решил напоить куклу чаем». Ваша словесная активность дает ребенку знать, что вы заинтересованы и включены в игру. Также этот инструмент позволяет почувствовать, что детей принимают такими, какие они есть. 

2. Ограничение. Этот прием используется, когда необходимо установить границы, предотвратить нежелательное действие. Но это не в коем случае не категоричный запрет. Ребенку всегда предоставляется свобода выбора, как поступить. Используется такая формулировка, например, когда малыш решил выстрелить в маму: «Ты хочешь выстрелить в маму, но мама не для того чтобы в нее стреляли. Ты можешь выстрелить в стену или в подушку. Что ты выберешь?» 

3. Поддержка. Мы стремимся поддерживать старания ребенка, а не хвалить за результат. Данный инструмент укрепляет веру ребенка в собственные силы и повышает самооценку. Используются ободряющие фразы: «Ты очень стараешься», «У тебя получилось!», «Кажется, у тебя есть план», «Ты не сдаешься», «Ты точно знаешь, как это нужно сделать».
 

Игротерапия дома с мамой

Главное в игровой терапии – это непосредственный процесс игры. То, что ребенок отыграл свои переживания, приобрел новый опыт, пережил что-то важное для себя вместе с игрушками и понимающим взрослым – вот это сама суть терапии. 

Специалисты в области психоанализа могут интерпретировать действия ребенка в игре, дать рекомендации родителям по изменению поведения, ситуации в семье, взаимодействия с ребенком, но это не главное. 

Помощь ребенку – это сама игра. Поэтому каждый родитель способен самостоятельно проводить сеансы игровой терапии дома, освоив грамотное применение инструментов: отражения, ограничения, поддержки. Детям очень нравится играть с родителями именно таким образом, а отношения ребенок-родитель выходят на новый уровень доверия и принятия. 

Советы игротерапевта


Если вы хотите с помощью свободной игры помочь ребенку справится с волнениями, тревогами, страхами, переживаниями и вернуть психологический комфорт, то: 
  • Играйте в игры, в которые хочет ваш ребенок. Если он высказывает свои предпочтения, то для чего-то ему это нужно. 
  • Позволяйте проигрывать одну и ту же игру многократно. Если ребенок не готов переключиться на что-то другое, значит новый опыт еще не приобретен и игра не выполнила до конца своей миссии. 
  • Предоставьте разнообразные игрушки и творческие материалы для простора самовыражения. Не застревайте на гендерных стереотипах: мальчиков могут привлекать куклы, а девочки отлично владеть игрушечным мечом.
  • Дайте право выбора. Пусть ребенок решает во что, как и какими игрушками он сегодня играет. А может быть, это будет просто разговор о компьютерных играх. Решать детям. Поучать, воспитывать, исправлять и рассказывать «как правильно» вы сможете в другое время. Кстати, ребенок может не захотеть играть. И это его выбор.
  • Дарите совместное время для игры. Будьте включенным и искренне заинтересованным. Присоединяйтесь, если ваш малыш приглашает вас в игру. Уточняйте шепотом «Что мне сейчас делать?», «Как ты хочешь, чтобы я сейчас сказал?» Но вы смело можете быть и пассивным, используя отражение и поддержку, позволяя ребенку просто почувствовать, что вы рядом. 
  • Предупредите за 5 минут, что скоро время вашей игры заканчивается. Напомните за минуту до конца и дайте завершить сюжет игры, действие ребенка до логического конца. 
  • Пусть особое время игры станет регулярным, хотя бы раз в неделю. Когда ребенок осознает, что есть гарантированная возможность поиграть с вами так, как ему хочется, этот день и время предсказуемы, то возрастает ощущение безопасности и стабильности так необходимые для развития ребенка. 
По словам Вирджинии Экслайн, «игровая терапия, как и само детство, это путешествие, увлекательный процесс исследования, в котором вам посчастливилось участвовать». Успех игровой терапии – в счастье ребенка от того, что его понимают. Играйте с детьми и радуйтесь!
Оценить:
Никто еще не оставил комментариев.

Авторизуйтесь чтобы присоединиться к дискуссии!