Холерики
Холерик - личность неуравновешенная, несдержанная, вспыльчивая, даже необузданная. С трудом выполняет монотонную работу, реакции быстрые, сильные. За дело берется с жаром, но быстро остывает - появляется "наплевательское" настроение. В общении нетерпелив и резок. Мимика и движения энергичны, темп работы быстрый.
Часто подростки с таким темпераментом срывают уроки, ввязываются в драки, вообще доставляют множество хлопот родителям и учителям. Это задорные, боевые, активные ребята. Они становятся заводилами в среде сверстников, вовлекая их в различные романтические предприятия.
Если родители или учителя пытаются переломить характер таких детей, чаще всего ограничивают свободу движений. Но когда возникает естественный протест, так как нервная система таких ребят не может работать по - другому. Такие дети становятся чаще других трудными.
Меланхолики
Меланхолик - неуравновешен, глубоко переживает любое событие при вялом и слабом внешнем реагировании. Реакция замедленная. Чувствителен, раним, боится трудностей, отличается повышенной тревожностью. Избегает непредвиденных ситуаций. Предпочитает выполнять действия, не требующие психического напряжения. Мимика и движения медленные, бедные, голос тихий, невыразительный.
Часто этим ребятам трудно в коллективе. Они не могут противостоять несправедливости, часто попадают под чужое влияние, их дразнят, обижают. Домашние задания выполняются всегда хорошо и аккуратно, а вот у доски они теряются.
Дети -меланхолики нередко робкие и стеснительные, они могут легко расплакаться.
Сангвиники
Сангвиник - личность уравновешенная, его реакции отличаются скоростью и умеренной силой. Отсюда его ровная активность, энергичность, способность легко приспосабливаться к новым условиям. Он быстро овладевает новыми профессиональными знаниями, может долго работать, не утомляясь, при условии, что работа разнообразная. Отчетлив интерес к окружающим людям и обстоятельствам. Интересы широкие, разнообразные. Подвижный, общительный, легко переносит трудности и невзгоды. Мимика и движения выразительны, речь быстрая.
Такие дети быстро приспосабливаются к окружающей обстановке, легко схватывают материал. Трудолюбивы, часто лидируют в коллективе. Но при неправильном воспитании могут стать лицемерами и приспособленцами.
Флегматики
Флегматик уравновешен. Реакции на события медленные, спокойные. Отличается большой и ровной силой, длительностью ее воздействия. Интересен, трудности и невзгоды умеет перетерпеть. Упорен, терпелив. Трудно сходится с людьми, в общении избирателен. Не находчив, речь и движения неторопливы.
Такие дети организованны, выдержаны. Всегда аккуратно одеты, спокойны и медлительны. Им трудно переключиться от одного вида деятельности к другому. Такие дети не участвуют в спортивных соревнованиях, они не бывают лидерами, но к ним часто идут за советами и разрешением проблем.
Тест на определение темперамента ребенка
Критерии: если обнаруживается, что в большинстве случаев для ребёнка характерны реакции типа а, то можно говорить о преобладании у него черт сангвиника; б — холерика; в — флегматика; г — меланхолика.
Если у детей преобладают черты сангвинического темперамента:
Если у детей преобладают черты холерического темперамента:
Если у детей преобладают черты флегматического темперамента:
Если у детей преобладают черты меланхолического темперамента:
Есть еще и такое понятие как характер. Характер объединяет в себе определенные способы поведения, а также эмоциональные реакции.
Если темперамент остается относительно устойчивым в течение всей жизни и изменить его нельзя, то характер или некоторые его черты изменить можно. Зная характеристики типов темперамента, можно с определенной долей вероятности прогнозировать поведение человека. Темперамент и характер тесно взаимосвязаны. Тип темперамента определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть разный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Поэтому, зная, какой темперамент у ребенка, можно использовать правильный подход в воспитании и помочь ребенку знать о себе больше, помочь ему стать цельной личностью, научить правильно эмоционально реагировать и подбирать нужный способ поведения в различных жизненных ситуациях.