Статьи Детские игры: рекомендации психолов
15:40, 19 октября 2007
0
0

13 правил игры с ребенком




У всех здоровых детей резервы умственного развития чрезвычайно велики, и задача родителей — всячески способствовать их реализации, корректировать развитие, не нарушая его гармоничности, что намного проще делать через игру, с помощью игры и в процессе игры. Здесь вы видите 13 правил проведения игр, предложенных В. Никитиным:

1. Игра должна приносить радость ребенку и взрослому. Каждый успех малыша - это обоюдное достижение - и ваше, и его. Радуйтесь этому. Радость вдохновляет ребенка на будущие успехи. Понаблюдайте, как довольны бывают дети, когда им удается доставить вам удовольствие или рассмешить.

2. Заинтересовывайте ребенка, но не заставляйте его играть до пресыщения. Игра длится до тех пор, пока она всем приятна. Удерживайтесь от обидных замечаний типа: «Ах, ты дурачок!», «Какой ты несообразительный!» и т. п. Не обижайте ребенка в игре. Не получается - переключите его внимание на другое дело.

3. Развивающие игрыигры творческие, то есть все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни вздохом, ни жестом, ни словом, ни взглядом. Дайте возможность ребенку думать, делать все самому и даже отыскивать свои ошибки. Только поднимаясь постепенно исправляясь со все более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности, растет. А подсказка останавливает его развитие. Воспользоваться ею — значит воспользоваться чужой силой, чужим умом.

4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем задавать их детям, попробуйте выполнить их сами.

5. Обязательно начинайте игру с ребенком с посильных задач. Успех в самом начале — обязательное условие рождения интереса.

6. Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоценили уровень его развития. Предложите другое задание или сделайте перерыв, а через не- сколько дней вернитесь назад и начните с более легких. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания и нащупывать себе задачу по силам. Не торопите его в этом случае.

7. Наблюдайте за развитием ребенка, записывайте в дневник его успехи и «нащупывайте», когда и какую игру «включать». Это творческая задача для взрослых.

8. Увлечения ребятишек происходят «волнами». Продолжительность каждой «волны» — от нескольких дней до нескольких недель. Поэтому, когда ребенок остывает к игре, «забывайте» о ней на месяц-два и даже больше, а потом как бы случайно напомните ребенку о ней — покажите эту игру гостю, поучите его этой игре в присутствии малыша. Возвращение к игре часто бывает похоже на встречу со старым другом, которого давно не видел.

9. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными игрушками (это касается игр самоделок, игр-моделей, мозаик). Ведь «запретный плод сладок», и лучше, если ребенок попросит их или сам предложит поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.  

10. Для самых маленьких (1,5 - 3 года) оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» (вместе с малышом, конечно) узорам, рисункам, фигурам, моделям, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей, достижения желаемой цели.

11. Чем больше развито у малыша какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления. Сильному больше хочется побегать, побороться, поиграть в под-вижные игры, слабый этого не любит. «Не интересоваться» игрой ребенок может по двум главным при-чинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или ...отбили у него охоту к игре. Поэтому больше хвалите за успехи.

12. Не сдерживайте двигательную активность ребенка, создавайте в игре непринужденную обстановку, чтобы можно было и покричать от восторга, и улечься на полу, и сделать «на радостях» кувырок на коврике, и полететь под потолок на папиных руках.

13. Можно устраивать соревнования на скорость решения задач. Время каждого фиксировать по секундомеру. Развитые ребятишки уже с 6-8 лет могут побеждать взрослых. Надо в таком случае набраться мужества и по рыцарски честно признавать свое поражение. Трудно придумать большую награду ребенку. Не бойтесь, что ваш авторитет при этом пострада-ет... (из книги «Мы и наши дети». М.: «Молодая гвардия», 1980).

А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное зна-чение в жизни ребенка... Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре...» Из этого вытекает следующее: игра — это своеобразный ключ в руках родителей, ключ в организации воспитания ребенка. И, на мой взгляд, самое главное — любые игровые взаимоотношения сближают, помогают установить контакт, открывают родителям доступ к самым со-кровенным тайнам детской души


Светлана Сушинских
Психолог
Оценить:
Никто еще не оставил комментариев.

Авторизуйтесь чтобы присоединиться к дискуссии!