Среди игрушек малыша обязательно должны быть книги. Но, к книжкам малыша с алалией есть особые требования (особенно если у малыша сенсорная алалия) – это как минимум текста, максимум красивых, ярких и понятных картинок. При чем, картинки тоже должны быть более простыми и лаконичными, без лишних деталей. Такие книжки достаточно трудно найти в книжных магазинах, но такие картинки вы можете сделать сами! При этом привлечь в деятельность и своего ребенка, в которой можно развить мелкую моторику (а она всегда страдает у ребенка с нарушенной речью), внимание, память, восприятие и т.д.
В альбоме нарисуйте дом. Только без лишних деталей, просто дом, стена и крыша. Раскрасьте его в яркие цвета, позвольте ребенку выбрать самостоятельно цвет. При рисовании неоднократно повторите, что это дом, когда раскрашиваете, тоже повторяйте – ДОМ. Слово дом повторяйте на разные лады, громко, тихо, грустно, весело, но четко!!! Обведите пальчиком стены и крышу нарисованного дома, сначала сами, потом, вместе с ребенком. На следующем этапе добавьте к крыше дома – трубу, к стене – окно, а для того, чтоб сделать дом интереснее, чтоб привлечь внимание, окошко вырежьте, чтоб оно открывалось – закрывалось! Это же так интересно! А к трубе приклейте дым, сделанный из ваты! Уже через несколько таких занятий по сделанной вами книжке, ваш ребенок будет выделять дом из ряда других картинок, возможно даже попытается сказать слово! А в последствии вы можете дорисовать дерево, травку, солнышко, включите свою фантазию!
Так же вы можете проделать с другими словами, главное, чтоб эти слова были простыми – сова, луна, суп, кот и т.д. Рисуйте, творите вместе со своим ребенком.
В дальнейшем, попробуйте отыскать те слова-картинки, которые вы изучили и нарисовали с малышом уже в книжках с надписями, со стишками. Только к выбору книги для вашего малыша необходимо подойти очень серьезно, т.к. в последнее время в книжных магазинах появилась масса книг, так сказать авторов – дилетантов, эти книги не только не будут развивать ребенка, но и могут принести вред!
Вспомните детских авторов, на книжках которых выросло не одно поколение, такие как А. Барто, С. Михалков, К. Чуковский, русские народные сказки. При выборе книги, обязательно прочитайте ее сами, просмотрите все картинки, картинки должны быть понятными, там не должно быть нарисовано какое-нибудь чудовище, от которого мы сами получаем не очень то приятные ощущения.
Начните читать книжку малышу, прочтите ее один раз, через некоторое время повторите. Для начала выберете простой текст. Читайте стишок, дайте возможность договорить ребенку слово или часть слова (на разных этапах занятий и развития по-разному). Занятие за занятием слов в словаре ребенка будут увеличиваться!
Но, самое главное, ни при каких обстоятельствах нельзя бросать начатое! Уделите ребенку хотя бы час вашего времени (хотя с ребенком-алаликом необходимо заниматься больше времени), и вы увидите, что результат есть!
Через книгу мы знакомим малыша с окружающим миром, книга помогает нам развить ребенка!
Удачи!
Елена Федорова Логопед-дефектолог