Медицина Образование Досуг Путешествия Афиша Открытие детского сада на ул. Родионова
Реклама
Меню

Реклама
Разделы

Все разделы


Новости
компаний

Образовательный центр "Диво"


Детский сад на ул. Родионова! От 15 000 рублей. Приглашаем на День открытых дверей 25 марта! Развивающие занятия, организация детских праздников, летние детские лагеря >>

ПтиКРЭФ - Частный трехъязычный детский сад





Частный трёхъязычный детский центр P’titCREF открывает набор в группы детского сада и обучения языкам. Телефон 413-06-41 >>

ДТЦ "Будущие инженеры и программисты"





Детский технологический центр БИП приглашает ребят 5-14 лет строить лего-роботов на пр.Гагарина, 50, пр.Октября, 20 и ул.Культуры, 15а. Развитие инженерного мышления с помощью конструкторов Лего. Запись по тел. 283-58-32 >>

Игровой центр развития "Кубик"


Набор на 2016-2017 уч.год. Детский сад (от 2 лет). Группа временного пребывания (от 2 лет). Группа выходного дня! Школы развития по возрастам (от 1 до 7 лет) Интенсивный курс подготовки к школе >>
Тел: 291-73-73; 
8-953-558-77-77

Реклама
.
.
Реклама

Развитие творческого мышления ребенка.

Тамберг Ю.Г.

 

 

Мышление по ассоциации.

 

Ряд статей по книге Ю.Г. Тамберга Развитие творческого мышления ребенка. позволяет познакомиться с основами сильного мышления, с замечательной теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ). В нашем первом материале Вы представлены некоторые методами активизации творческого мышления.

 

Назначение этой книги двойное - развить сильное мышление у взрослых (родителей и учителей) и дать им методики и задачи для развития сильного мышления у детей. Возраст детей очень широк - от 4-х лет и далее без ограничений. Книга будет полезна всем желающим самостоятельно улучшить свое умение решать практические творческие задачи и тем увеличить свой интеллектуальный потенциал, стать сильнее, независимее, делать меньше ошибок, найти новые правильные пути в жизни и бизнесе.

 

У родителей могут возникнуть трудности в выборе задач для детей. Если задача простая - ребенку скучно, если слишком сложная - он отказывается ее решать. Проведем классификацию задач по их трудности.

 

Первый уровень трудности: Ребенок решает задачу самостоятельно.

 

Второй уровень: Самостоятельно решить не может, но с помощью нескольких наводящих вопросов решает сам.

 

Третий уровень: Не может решить, но может понять ход решения и ответ.

 

Четвертый уровень: Не может ни решить, ни понять ход решения, ни понять ответ.

 

Следует давать задачи первых трех уровней. Не бойтесь давать детям задачи третьего уровня сложности. Их надо решать не в режиме "Реши сам", а в режиме "Давай решим вместе". Во-первых, вы интересно общаетесь, во-вторых, ребенок учится не бояться решать трудные задачи, в-третьих, эти задачи пойдут в его "Копилку задач по аналогу" и, в-четвертых, это развивает ребенка и дает ему уверенность в своих силах. Подарите ребенку радость развития своего ума.

 

В некоторых параграфах приведенные задачи отмечены буквами:

 

(Д)- для детей дошкольников и для детей начальной школы. Дело в том, что обученные ТРИЗ дошкольники решают задачи лучше, чем необученные школьники.

 

(В) - задачи более сложные для взрослых и старших школьников. Дело в том, что учитель должен знать и уметь в сто раз больше, чем его ученики.

 

Основной совет - добивайтесь того, чтобы ребенок решал задачи с удовольствием.

 

 

Опыт показал, что приведенные в книге простые и не очень простые задачи и упражнения представляют интерес и для взрослых, и для детей всех возрастов. Выбран самый эффективный метод обучения - тренинг, то есть решение большого количества задач, что позволит выработать не только умения, но и навыки пользования методиками сильного мышления. Занятия могут быть групповые (в классе, в группе), вдвоем или индивидуальные.

 

Советуем решать задачи самостоятельно. Не торопитесь смотреть в ответ, хотя знакомство с ходом решения тоже полезно, ибо позволит вам потом решать подобные задачи "по аналогии". Не бойтесь перегрузиться, "отжимайте себя" на каждой задачке, как говорят виноделы, "досуха". Напряжение ума полезно и приятно. Отдыхать, разумеется, надо, доводить себя до полного утомления нелепо. Устали - переключайтесь на другую работу, выполняйте правила разумных тренировок - и усталости не будет.

 

Дело в том, что существует известное количество задач, так сказать, некоторая "критическая масса", за которой только и наступает "взрыв" полного понимания и полного освоения материала. Бывает так: получил знания и думаешь, что все понял, а когда понадобится решить задачу - то есть применить знания, оказывается, что знаний-то и нет, так как задача не решается. Выходит, получены не знания и не умение их использовать в реальном деле, а просто информация.

 

Автор был бы счастлив, если бы эта книга помогла развить в детях творческую личность, испытывающую удовольствие от умственной работы, от процесса мышления, от творчества, от решения задач.

 

Тренинг врожденных методов мышления.

 

- Метод проб и ошибок.

- Здравый смысл.

- Мышление по аналогии.

*На чем основано решение задач по аналогии.

*Рассуждения по аналогии.

*Прогноз по аналогии.

*Как развить у детей навыки мышления по аналогии.

- Мышление по ассоциации.

*Виды ассоциаций.

*Упражнения для развития ассоциативного мышления.

- Перечень простейших эвристик для решения задач.

 

 

 

Материал № 3

 

В данной статье мы представим:

 

- Мышление по ассоциации.

 

В последнем материале мы расскажем о методе мозгового штурма



 

Мышление по ассоциации.

 

Талантливый создатель авиадвигателей академик Александр Микулин вспоминал, что в молодости очень любил наблюдать за полетами первых русских авиаторов. Однажды он был свидетелем едва не произошедшей катастрофы. Известный в те годы летчик Сергей Уточкин облетал ипподром (аэродромов тогда еще не было), и внезапно двигатель остановился. С огромным трудом Уточкину удалось посадить машину, которая практически не могла планировать, но самолет разбился.

 

Микулин был потрясен произошедшим, так как он очень любил Уточкина. Идя домой, он напряженно думал о случившемся.

 

Вдруг навстречу ему попался мужик с подбитым и отекшим глазом. Тут же Микулин побежал обратно на ипподром, нашел Уточкина и посоветовал ему поставить для повышения надежности работы мотора второе магнето (магнето - устройство, отказ работы которого неизбежно влечет за собой остановку двигателя).

 

За эту идею, пришедшую в голову Микулину по ассоциации (вторым-то, здоровым глазом, мужик видел), Уточкин его катал на самолете и платил по 10 руб. за каждый удачный полет.

 

Ассоциация - это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Как бы перекидываются мостики между решаемой задачей и сходными признаками или свойствами другого объекта. Этим другим объектом может быть что угодно: системы из живой и неживой природы, сказочные герои, любое воспоминание, образ или символ, даже запах или звук.

 

Если аналогия - это сходство, анализ - это расчленение, то ассоциация - это связывание каких-либо свойств, качеств, может быть, и очень далеких.

 

Полезно выработать у себя привычку при решении задач использовать как можно больше разных помощников, в том числе и как можно больше произвольных и непроизвольных ассоциаций. Это называется управляемая ассоциация.

 

Цели ассоциативного мышления (творческого синтеза): - создание новых оригинальных идей, - создание смысловых связей, - стимуляция воображения, - улучшение запоминания и вспоминания.


 

Виды ассоциаций.

 

Различают следующие виды ассоциаций (по Аристотелю):

 

- По смежности, то есть по близости, по соседству в пространстве или во времени, когда одно представление вызывает в сознании другое благодаря их временному или пространственному совпадению. Например: улей - пчелы, медведь - зима - берлога, зима - мороз - снег...

 

- По сходству, по подобию, то есть похожее по какому-то признаку: по форме, по цвету, по восприятию, по функции...

Например: мяч - арбуз, лимон - лимонад, снег - вата...

 

- По контрасту, то есть противоположное по каким-то свойствам. Например: добро - зло, гора - равнина, гора - ущелье, искры - снежинки...

 

Вот пример решения задачи по ассоциации: инженер-мостовик Броун длительное время работал над проектом моста через горную реку Твид. Мучился, мучился, ничего хорошего в голову не приходило, все было или сложно, или очень дорого.

Однажды он лег под кустом и увидел решение проблемы... в паутине. Он увидел подвесной мост на тросах, на цепях...

 

Шотландец Данлон поливал цветы в саду, увидел, как пружинит шланг - и изобрел резиновые шины для велосипеда.

Много людей видели, как пружинит шланг, наполненный текущей водой, но почему именно у Данлона появилась эта идея? Он был "заряжен" недовольством, проблемой, задачей - улучшить конструкцию велосипедного колеса. Как говорят, на ловца и зверь бежит! Классическим примером мышления по ассоциации и по аналогии является мышление бравого солдата Швейка.

 

Примером мышления по ассоциации может служить следующий диалог американского журналиста с писателем.

 

Во время интервью у писателя журналист положил ноги на стол, но спохватился и произнес:

- Простите, вас не смущает моя привычка?

- О нет, не беспокойтесь! Можете положить на стол все четыре ноги.

 

Развитое ассоциативное мышление помогает не только фантазии и воображению, но и решению логических задач.

 

 

Упражнения для развития ассоциативного мышления.

 

Хорошо находит ассоциации тот, у кого хорошая образная память, то есть много образов в "долговременной памяти", и кто может быстро извлечь из памяти нужный образ, то есть быстро вспомнить то, что надо. Ниже приведены упражнения, примеры выполнения этих упражнений и задания для самостоятельной работы.

 

1. Назовите ребенку какой-нибудь предмет или существо и попросите ребенка по памяти описать его. Помогите наводящими вопросами: какого он размера, цвета, формы, как двигается, где живет, что ест, на что похож? Что ты подобное видел раньше? И так далее. Например, предложите описать слона, кенгуру, лотос, мартышку, щуку, Луну, спиннинг и т. п. Потом предложите ребенку самому вспомнить и назвать какой-нибудь предмет или существо и попросите поподробнее описать этот предмет.

 

2. Попросите ребенка перевоплотиться в какой-нибудь объект и изобразить его: Я - кошка, Я - барабан, Я - лошадка, Я - паровозик, Я - птица...

 

3. Татьяна Клеймихина предлагает развивать ассоциативное мышление путем составления цепочек ассоциаций. Цепочку ассоциаций начинает какое-либо слово-символ или образ (например, корабль), далее записывается или произносится другое слово или образ, свободно возникший по ассоциации и так далее. Например, такая цепочка: корабль: море, белый парус, яхта, "штормовые сороковые", океанские гонки, одиночество... У других людей ассоциации будут совершенно другие. Корабль: алые паруса, Ассоль, сильные руки капитана Грея, счастье, слезы радости, сверкающее на солнце море...

Какие цепочки ассоциаций вызывают у вас слова: бабочка, лист клена, пчела, рога оленя?..

 

4. Дается два слова (например, мороз и троллейбус). Требуется найти цепочку слов-образов, которая начиналась бы первым словом и заканчивалась вторым. (Мороз, снег, тайга, заблудившиеся туристы-лыжники, вертолет со спасателями, наконец спасатели увидели сверху лыжный след как троллейбусные провода.) Найдите цепочки ассоциаций по следующим парам слов: веревка и горы, яхта и ветер, Пушкин и Санкт-Петербург, остров Врангеля и белые медведи, лунная дорожка на воде и лодка, "Как хороши, как свежи были розы"...

 

5. Называют два или три слова и просят ребенка подобрать к ним другие слова, которые сочетались бы с данными по любому признаку. Например, исходные слова: красный, мягкий. По ассоциации можно назвать: помидор, мандарин, апельсин, слива, желе, малина...

 

6. Называется два-три-четыре слова, предлагается подобрать слова, которые бы подходили к каждому исходному слову. Например, санки, лыжи, Эльбрус. Такими словами могут быть: снег, мороз, ветер. Исходные: морковь, салат, огурцы. Соответствующие им: огород, грядки, рынок, магазин, лотки. Предложите соответствующие слова к исходным: президент, пушки, народ. Или: Шекспир, актер, кинжал.

 

7. По "стимулирующему" слову предложите назвать какие-нибудь совершенно необычные слова, образы или словосочетания, по дальним ассоциациям. Например, исходное слово - повар. Пирожное - это совершенно обычная и скучная ассоциация, а вот Гаргантюа и Пантагрюэль - это получше, а если вспомнить, как Чарли Чаплин аппетитно облизывал гвоздики из своего сваренного сапога, еще лучше.

 

8. Мышление по ассоциации хорошо развивают игры "данетки" (см.в следующих главах) и анекдоты, построенные на ассоциациях.

 

Например:

Во дворе мальчик таскает на веревочке пустую консервную банку.

- Что ты делаешь? - спрашивает девочка.

- Не видишь, что ли? Собаку выгуливаю.

- Тогда немедленно надень на нее намордник.

 

- Кто впервые стал приглашать ученых на "Огонек"?

- Инквизиторы.

 

9. Игра в компании. Один выходит из комнаты, а оставшиеся загадывают кого-нибудь из присутствующих. Отгадывающий может задавать любые вопросы, ответы на которые несут информацию о задуманном человеке по ассоциации. Например: На какое животное он похож? Что общего у этого человека с ..? Как он смеется, плачет ..? Отвечающие свои ответы должны ассоциативно связывать с загаданным человеком.

С кем и с чем ассоциируется у вас образ Корнея Чуковского? Наверное, с Мухой-Цокотухой. А образы Леонида Утесова, наверно, с фильмом "Веселые ребята", а Бернеса, наверно, с песней "Темная ночь", а Черкасова, наверно, с Александром Невским. И так далее...

 

10. Совершенно замечательным способом развить мышление по ассоциации является медленное вдумчивое чтение и заучивание поэтичных японских нерифмованных стихов танка, хайки (хокку), кека, отличающихся поэтическим изяществом и лаконичностью.

 

11. Определите, какой вид ассоциации продемонстрировали следующие персонажи?

 

а) - Слезь с окна, упадешь - будешь горбатой! - говорит мама.

- А верблюд, наверное, два раза падал?

 

б) - "...ударился Иван-Царевич лбом о землю и сделался ясным соколом..."

- Вот и неправда! Просто у него на лбу выросла шишка, и все!

 

в) - А вы знаете, что у петуха нос - это рот!

А страус - это жираф, только он птица.

 

г) - Мама, а крапива кусается?

- Да, сынок.

- А как она лает?

 

Ответы.

 

а. Ассоциация по подобию.

б. Это не по ассоциации, а по логике.

в. Ассоциация по подобию.

г. Ассоциация по общности.

 

 

Перечень простейших эвристик для решения задач.

 

Понятие эвристика восходит к Сократу. Эвристика - от греч. нахожу, отыскиваю, открываю.

Существует несколько определений термина эвристика. Здесь мы будем понимать под эвристикой совокупность специальных методов и приемов поиска решений. Иногда эвристиками называют правила или советы по тактике или стратегии поведения.

 

Например, все шахматисты знают, что надо развивать свои фигуры и мешать это делать противнику, что надо овладеть центром доски, защищать своего короля, целесообразно жертвовать фигурой ради качества, в дебюте и в эндшпиле ценность фигур различна и т. д.

 

Приведем несколько простых эвристик.

 

1. Разбить задачу на части и решить ее "по частям".

Разберем известную задачу о покупке лошади.

Понадобилось мужику купить лошадь. Взял деньги, пошел на базар и дешево купил хорошую лошадь за 2 тысячи рублей. Идет веселый, встречает приятеля. Приятель похвалил лошадь и сказал, что стоит она дороже. Мужик вернулся на базар и продал лошадь за 4 тысячи. Идет домой, думает: "А пахать-то надо!" Вернулся и купил свою же лошадь за 5 тысяч. Бредет с лошадью домой и думает: "Меня жена со света сживет за это!". Вернулся и с трудом, но продал лошадь за 6 тысяч. Спрашивается: в денежном отношении выиграл мужик или проиграл? Ответ в конце раздела.

 

2. Если трудно решить задачу с учетом всех требований, надо попробовать решить упрощенную задачу или частный случай, учитывающий не все требования, а потом, набравшись опыта, решить задачу в полном объеме. Это так называемый принцип сведения сложного к простому, чтобы потом сделать обратное восхождение от простого к сложному.

 

3. Решить в задаче сначала все очевидное и простое, а затем более сложное.

Операцию, которая приводит к однозначному ответу (без вариантов), делать в первую очередь. Иначе говоря, очевидные операции надо делать сразу, это упрощает ситуацию.

Пример. Какие цифры зашифрованы буквами? АХ + ВХ = АХХ Ясно, что Х = 0, тогда имеем А0 + В0 = А00 или А + В = А0. А не может быть более 1, следовательно, А = 1, В = 9. 10 + 90 = 100.

 

4. Понизить уровень трудности задачи. Свести трудную задачу к менее трудной, потом к еще менее трудной. (См. в разделе о методе проб и ошибок задачу о кувшинах.)

 

5. Начать решение методом "с конца". Пример. Из пункта А в пункт В выехал автомобиль со скоростью 60 км в час, а из пункта В в пункт А выехал другой автомобиль со скоростью 90 км в час. На каком расстоянии друг от друга они будут находиться за час до встречи? Решим "с конца". Допустим, что они встретились. Сколько километров до встречи проехал первый автомобиль? 60 км. А сколько километров проехал второй? 90 км. Ответ 150 км.

 

6. Найти причину и место появления задачи или проблемы и определить возможные следствия. Это сильный прием - найти причинно-следственные связи.

 

7. Сначала решить более широкую, принципиальную, надсистемную проблему и тогда текущая задача решится, как правило, автоматически, если этого не произойдет, то полученные идеи надо перенести на конкретную задачу. Это называется от сложного к простому. Так Максвелл нашел самые общие уравнения электромагнитного поля, чем сделал электродинамику дедуктивной наукой.

 

8. Если задача множественная, разбить задачу на ряд отдельных задач, решить их, а потом "сшить" в одно решение.

 

9. Экстраполяция - распространение выводов, полученных из наблюдений над одной частью явления, на другую его часть.

Экстраполяция - это один из способов прогнозирования, предсказания. Прогнозирование, в частности, помогает найти, в каком месте и в какое время надо вмешаться в процесс, чтобы не допустить развитие процесса до конфликта. Это очень хорошо, но ТРИЗовцы идут дальше - пытаются предупредить само появление задачи, тогда и с противоречием не надо бороться. Нет задачи - нет проблемы.

 

10. Минимаксный анализ предлагает найти область существования задачи, то есть определить минимальное и максимальное значение искомых значений до решения задачи. Этой эвристикой полезно пользоваться в случае, когда надо перебирать варианты, чтобы уменьшить поле перебора.

 

Сколько может быть автомашин, мотоциклов с коляской и велосипедов, если всего колес 19? Из условия задачи можно заключить, что в набор машин входят по крайней мере по одному экземпляру всех представителей. А это составляет 4 + 3 + 2 = 9 колес. Теперь надо найти, какие сочетания чисел 4, 3 и 2 может дать 19 - 9 = 10 колес. 10 число четное, следовательно, мотоциклов в этой десятке может быть только четное число или ноль.

 

 







Кстати сказать, альтшуллеровские 40 приемов разрешения противоречий - это 40 эвристик, 40 эвристических правил.


Общий совет. Не бросайтесь решать задачу "врукопашную". Прежде примените здравый смысл, подумайте: каким образом решать задачу, с чего начать, как использовать все условия задачи, поискать закономерности. Постарайтесь припомнить, а не решал ли я подобной задачи раньше? Чтобы облегчить решение задачи, надо включить свои зрительные рецепторы в процесс решения, получить наглядное представление о задаче, а для этого сделать рисунки в статике, в динамике, в разных проекциях.

 

Ответ к задаче о покупке лошади.

Разобьем задачу на две части и получим две операции купли-продажи. После первой операции мужик выиграл 2 тысячи, а после второй еще 1 тысячу. Таким образом, он остался без лошади, но приобрел 3 тысячи рублей. И самое главное, жена, наверное, не будет сильно ругать.



В последнем материале мы расскажем о методе мозгового штурма 

 

 

 

 

Московский психологический журнал magazine.mospsy.ru

 


 См. так же

Творческое мышление. Часть 1. (Методы активизации творческого мышления)

Творческое мышление. Часть 2. (Мышление по аналогии)

.
.
.
.
 
Реклама

 
.
.
Реклама
Реклама
Реклама
Статьи

Все статьи

Поможем
вместе!

Проект "Сохраним ребенка в семье!"


НРОО "Детский проект" собирает средства на проект "Сохраним ребенка в семье!"


Опросы
  1. Вы откладываете деньги?
Поздравляем!
маму deineira с днем рождения

маму Eva с днем рождения


Рассылка
новостей
Новости НН-МАМА: все для нижегородских родителей

Подписаться письмом


О проекте | Рекламодателям | Контакты
© 2006-2017 НН-МАМА Сайт для нижегородских родителей
Поддержка и обслуживание сайта - РА Имиджпром
Кубик

???????@Mail.ru