Статьи О школе
18:49, 21 апреля 2015
0
0

Сенсорная интеграция: просто о сложном. Неотъемлемая роль в жизни ребёнка

Сенсорика



Мы живём в удивительное время, время инновационных технологий, научных разработок и интерактивных игрушек для всестороннего развития наших детей. Но пользуясь всеми новейшими разработками, мы не всегда можем достичь желаемого результата в развитии и обучении, т.к. используя все эти технические средства, мы упускаем нечто важное. Речь идёт о сенсорном опыте, который должен присутствовать в жизни каждого ребёнка, о том, что можно потрогать руками, почувствовать, увидеть, понюхать. Активной игре и созданию игровой среды богатой сенсорными стимулами должно отводиться большое значение. Необходимо внимательно относиться к потребностям ребёнка в игре, не заменяя её компьютером, ранним обучением или новомодными, но бесполезными игрушками. Для детей дошкольного возраста игра важна в плане развития, как учёба - для школьника.


Интерактивные игры

Действительно пришло время как можно больше говорить и писать о сенсорной интеграции, её роли, значении и важности в жизни каждого ребёнка. Под термином сенсорная интеграция подразумевается способность обрабатывать и собирать воедино информацию, поступающую в виде ощущений от наших органов чувств. Всё, что удастся собрать в качестве ощущений, позволяет нам ориентироваться в окружающей действительности. И детство именно тот период, когда ребёнок должен организовать не только зрительные и слуховые ощущения, но и ощущения собственного тела и действия силы тяжести. Именно поэтому всё больше специалистов склоняются к тому, чтобы играть с детьми в подвижные игры, помогать малышам с раннего детства как можно больше исследовать пространство, знакомить с материалами разных структур и текстур. Почему-то бытует мнение, что сенсорная интеграция – это занятия в сенсорной комнате сплошь и рядом обставленной яркими предметами, лампочками, ящичками и ёмкостями с крупами. Но это далеко не так. Да, для ребёнка важно выделять пространство организованное определённым образом, но сенсорная интеграция – это в первую очередь – движение. Научение и получение нового опыта именно через двигательную активность насколько это позволяет собственный ресурс ребёнка. Основной идеей является стимуляция таких систем как: вестибулярная (двигательная активность), проприоцептивная (ощущения от мышц и суставов) и тактильная (ощущения кожи), направленная на то, чтобы ребёнок смог в дальнейшем организовать свою нервную систему. Со стороны это может выглядеть как просто игра со специалистом.



Целью данного подхода является помочь эффективно развиваться физически и эмоционально и в дальнейшем хорошо учиться.


Когда мозг слабо или неправильно интегрирует ощущения или плохо их распознает, это может повлиять на следующие моменты:

Отставание в развитии

  • плохое поведение, часто приравниваемое к невоспитанности;

  • отставание в учёбе

  • повышенная отвлекаемость, неусидчивость;

  • отставание в моторном развитии;

  • плохая координация, неловкость, неуклюжесть, слабый мышечный тонус;

  • сложности в освоении абстрактных понятий, приобретении математических навыков;

  • темпы развития речи, способность составлять рассказ по картинкам, делать пересказ, формирование навыком чтения, понимание прочитанного.





Что родители могут делать сами, чтобы помочь своим детям быть успешнее?




Контактные игры

В жизни наших детей практически не осталось места играм, в которые мы играли в детстве. Это не значит, что они им не нравятся, в большинстве случаев они просто о них не знают! Сегодня наши дети не прыгают в резиночку и классики, не играют в чехарду, лапту, вышибалы, салки и колдунчики. А это и есть основа нашего развития. Ведь именно играя в эти игры, мы учимся быть ловкими, быстрыми, прыгать на одной ножке, держать равновесие, точно попадать в цель, развивать гибкость, внимание, память и выносливость!


Родителям важно вовремя понять проблему и объективно оценить возможности и потребности ребёнка, для того, что бы помочь справиться с имеющимися сложностями. Преодолеть их можно как самостоятельно, организовав грамотно сенсорное пространство, в котором живет и развивается ребенок, так и обратившись за профессиональной помощью к специалистам. Когда родители и специалисты действуют в едином ключе и вырабатывают общую стратегию развития, дети добиваются максимально ярких и впечатляющих результатов.



Сенсорное развитие

Как понять, что у ребенка есть нарушения сенсорной интеграции:

http://listeningcenter.ru/articles_sq.shtml



Куда обратиться:

http://listeningcenter.ru/news_25_01_2015.shtml





Шабашова Наталия,

психолог центра социального развития и обучения «Мир Ощущений»

Оценить:
Никто еще не оставил комментариев.

Авторизуйтесь чтобы присоединиться к дискуссии!