Новости Репортаж недели 13:11, 04 Апреля 2014
0

Если ребенок читает книги, ему проще и интереснее жить


День детской книги в Нижнем Новгороде
Что читают дети Нижнего Новгорода
Какие книги покупают юные читатели Нижнего Новгорода
Почему так важно читать?
Как приучить ребенка читать?
Что полезно читать детям


 

 

Ежегодно 2 апреля, в день рождения великого сказочника Ганса Христиана Андерсена отмечается Международный день детской книги. Он был учрежден в 1967 году по решению Международного совета по детской книге. Инициатором проведения этого праздника стала немецкая писательница Йелла Лепман. Еще в 1953 году она предложила учредить "маленькую нобелевскую премию" по детской литературе — Международную премию имени Ганса Христиана Андерсена. С 1956 года эта премия присуждается 2 апреля раз в два года автору лучшей детской книги. Среди награжденных наших соотечественников Юрий Коваль, Агния Барто, Сергей Михалков, Виктор Чижиков, Ирина Токмакова и др.

 

Международный день детской книги призывает вспомнить огромный вклад, который вносит детская книга в формирование личности ребенка и привлечь внимание к литературе, книжному искусству и книжной культуре для детей, к проблемам доступности детской книги и распространению детского чтения.

 

 

День детской книги в Нижнем Новгороде

 

 

Международный праздник в Нижнем Новгороде был отмечен презентацией уникального электронного проекта «Известные нижегородцы о любимых книгах детства», которую организовала Нижегородская детская областная библиотека.

 

В проекте приняли участие 40 известных нижегородцев — это и представители власти, культуры, спорта, медицины, науки и иных отраслей, люди, которые часто приходят в библиотеку на мероприятия, приводят туда своих детей или внуков. Идею проекта подсказали сами дети, которые пожелали узнать, какие книги читали в детстве известные в Нижегородской области личности.

 

Среди участников проекта — губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, министр культуры Нижегородской области Сергей Горин, актер театра драмы, народный артист России Георгий Демуров, двукратный чемпион паралимпийских игр Дмитрий Кокарев, писатель Захар Прилепин, известный тележурналист Александр Резонтов и многие другие.

 

В этот день в библиотеке была организована выставка части книг, упомянутых в проекте. К примеру, там можно было увидеть любимую детскую книгу главы региона — «Два капитана» Вениамина Каверина. Ознакомиться со всем проектом уже в ближайшее время можно будет на сайте Нижегородской детской областной библиотеки.

 

 

Что читают дети Нижнего Новгорода

 

 

Но праздник праздником, а нам стало интересно, насколько активны юные читатели в своей повседневной жизни. Тем более, что с экранов ТВ и в прессе часто мелькают сетования по поводу культурной пассивности современных детей, мол, совсем не хотят читать... И мы обратились к заведующей отделом Нижегородской государственной областной детской библиотеки Анне Викторовне Сайченковой с вопросами о том, что предпочитают читать современные дети, насколько они активные читатели и что библиотека рекомендуем молодым мамам, дабы привить детям любовь и интерес к чтению. Вот, что она рассказала:

 

"Читателями нашей библиотеки становятся с самого раннего возраста. Некоторые родители своих детей к нам привозят еще в детских колясках и для этого возраста у нас есть прекрасные современные издания и в форме книг-игрушек и книг, которые рекомендуется читать детям этого возраста: сказки, потешки, побасенки, детская поэзия.

 

Дети дошкольного возраста читают книги в основном по рекомендации родителей или библиотекаря. В этой возрастной категории преобладают в основном книги, которые читали родители сами еще будучи детьми. Также родители следят за новинками детской литературой (на просторах Интернета или других источников) и спрашивают эти книги в нашей библиотеке.

 

Чем старше становится ребенок, тем самостоятельней он становится и в читательских предпочтениях. Дети младшего школьного возраста наряду с литературой, рекомендованной по внеклассному чтению, берут книги разнообразной тематики: о животных, природе, приключения. У них еще нет устойчивого интереса к какой-то одной теме, и они готовы читать обо всем.

 

Интересы младших подростков - это книги из серии «Любимые книги для девочек», детские детективы, фэнтези и обязательно современные книги зарубежных писателей, в которых они видят ответы на актуальные проблемы из жизни современных подростков. В этом возрасте им интересны и периодические издания: научно-популярные и литературно-познавательные журналы («Юный эрудит», «Юный натуралист», «Чудеса и приключения детям», «Юный натуралист», «Друг» и другие).

 

Старшие подростки имеют уже устоявшийся литературный вкус и вполне сформировавшиеся интересы. Чтение их становится более деловым и взрослым. Они читают фантастику, художественные произведения современных российских и зарубежных авторов, которые популярны в их окружении, а также книги по школьной программе, в связи с необходимостью выполнения заданий по литературе.


Интерес к чтению книг вне школьной программы намного выше, чем к литературе по школьной программе, это объясняется многими факторами: разнообразием репертуара современного книгоиздания и его тематик, современностью сюжетов литературных произведений. К сожалению, в школьной программе нет ни одного произведения о жизни подростка в современной литературе. Произведения писателей-классиков – это очень хорошо, но это уже о прошлой жизни и произведения Трифонова, Абрамова, Платонова и других писателей  для чтения детей и подростков никогда не предназначались. Поэтому читателям-детям и подросткам милы сердцу книги, которые рассказывают о виртуальных отношениях, гламурной любви, о земной жизни и приключениях.


Несмотря на общую тенденцию снижения чтения в обществе, в нашей библиотеке не наблюдается критической ситуации в потере интереса к чтению у детей, подростков и их родителей. Во многом это объясняется и присутствием современных изданий, и возможностью библиотеки расширить границы своих возможностей в творческом развитии детей и подростков, информационных перспектив библиотеки, как навигатора в области полезной информации. То, что наша библиотека не пустует – это и результат  проведения многочисленных акций, праздников и конкурсов, массовых мероприятий с использованием современных методик, которые позволяют увлечь ребенка и заинтересовать, а порой и открыть для него что-то новое.


В наше время, когда дети и родители очень часто не находят общего языка, отдаляются друг от друга, нельзя не признать, что книга - идеальный посредник в диалоге ребенка и взрослого. Именно библиотека может стать и становится связующим звеном в душевном единении ребенка и его семьи. В нашей библиотеке работает сектор по поддержке культурных и образовательных программ, где родители получают информацию из различных источников по воспитанию детей и подростков, консультации по правовым семейным вопросам, имеют возможность познакомиться с книжными новинками в области художественной литературы. Библиотекари участвуют в проведении родительских собраний в детских садах и школах по приобщению детей к чтению, в днях молодых родителей".

 

 

Какие книги покупают юные читатели Нижнего Новгорода

 

 

Конечно, посещение библиотек - это самый доступный, потому что бесплатный и потому, что там проводятся интересные мероприятия, способ приобщения к прекрасному миру литературы. Но нас заинтересовал и такой вопрос: как и за какую литературу "голосуют рублем" юные нижегородцы? Понятно, что деньги ребятам дают родители. Но на что они их тратят? С этими вопросами мы обратились к прямому посреднику между детьми и книгами - продавцу  отдела детской литературы магазина "Дирижабль" Светлане.

 

И она порадовала нас информацией, что весь большущий ассортимент отдела быстро распродается. То есть дети активно читают! Предпочтения в литературе в зависимости от возрастной категории читателей такие же, как и в случае с библиотекой. Однако Светлана добавила еще несколько деталей в этой картине: больше читают девочки нежели мальчики. А кроме того, ребята прекрасно разбираются в качестве литературы. Светлана привела такой пример.

 

Самая популярная серия книг последних лет - о Гарри Поттере, которую издавало одно крупное издательство, практически вся продана. И эти книги взялось выпускать другое издательство. Но! Оно прибегло к услугам другого переводчика (эти книги переводятся с английского языка), который справился со своей задачей, о отзывам взрослых читателей, не слишком хорошо. И дети это сразу заметили.

 

- Стоят у стеллажа с книгами, листают, читают и переговариваются: это не так, фу, тут не так описывается! - рассказывает Светлана.

 

Детей не проведешь! И, может, это даже хорошо, что у же в детстве они сталкиваются с тем, что могут оценивать качество языка, которым рассказывается об их любимых героях.

 

Кстати, любимых героев дети находят в литературе и благодаря телевидению и Интернету. Светлана сказала нам, что большой популярностью пользуются книги, которые написаны или по которым сняты фильмы. Дети посмотрят такое кино, им понравится сюжет, станут интересны герои, и они идут в магазин, чтобы приобрести соответствующую книгу. И, как правило, книги, по которым снят, например, один фильм, имеют свое бумажное продолжение, и ребенок уже втягивается в чтение всей серии книг этой тематики.

 

 

Почему так важно читать?

 

 

Ответ на этот наиважнейший вопрос дал на просторах Интернета известный современный писатель и поэт, журналист, кинокритик, сценарист  и УЧИТЕЛЬ Дмитрий Быков —биограф Бориса Пастернака, Булата Окуджавы и Владимира Маяковского. Дмитрий Быков преподаёт в московских средних школах литературу и историю советской литературы.

 

Так вот, Дмитрий быков считает, что читать необходимо по трем причинам.

 

Во-первых, у такого ребенка есть навык преодоления сопротивляющегося материала. Фильм требует куда меньших усилий для восприятия. Важно развить умение складывать буквы в слова, продираться через сложный текст, прячущий свои тайны. Если ребенок привык получать информацию готовой, как в телепрограмме или видеоигре,— он не умеет относиться к этой информации критично; ему лень протянуть руку за яблоком — он требует, чтобы оно падало само, причем не на голову, а в рот. И кто поручится за его будущее? Хотя в настоящем, возможно, он ориентируется лучше книжника.

 

Во-вторых, читающий ребенок умеет сам себя занять, а это для человека не последнее дело. Читатель самодостаточен: ему для проживания интереснейшей жизни не нужны партнеры, воспитатели и няньки; взял книгу с полки — и сам себя обеспечил приключениями и советами.

 

В-третьих, читающий ребенок лучше коммуницирует с миром. Чтение есть вчитывание, вглядывание, улавливание примет. Кто это умеет — знает о мире больше пассивного наблюдателя. Чтение — поиск вторых и третьих смыслов, диалог с автором. И книжный ребенок более открыт миру и собеседнику, лучше контактирует с ним и понимает его.

 

 

Как приучить ребенка читать?

 

 


Как заставить ребенка читать — задача сложная и подход тут должен быть индивидуальным. Опыт родителей показывает, что личный пример - не панацея. Однако, опять же, все зависит от психики, интересов, даже генетики самого ребенка. Огромную роль, даже больше, чем роль семьи в этом вопросе играет школа и среда, в которой вращается ребенок. Моя дочь, например, ни в какую не хотела читать, хотя с детства я приучала ее к литературе, благо, библиотека дома отличная. Но в 7-м классе она перешла в другую школу, где сразу сдружилась с двумя много читающими девочками-одноклассницами. И постепенно, примерно за год, втянулась в чтение, поскольку ей тоже хотелось понимать, о чем говорят, что обсуждают подружки, общаться с ними на равных. И она втянулась, потому что мир литературы огромен, разнообразен, интересен... Продолжать можно долго.

 

И все-таки, несколько советов, как попытаться привить ребенку интерес к чтению, есть.

 

Можно внушить ребенку мысль, что чтение способствует самоуважению, что это вообще престижно. Можно начать читать вслух и остановиться на интересном месте. Можно заинтриговать ребенка некой тайной, которая кроется в книге. Моя подруга - мать уже выросших троих детей ... давала деньги за каждую прочитанную книжку. Чем толще книжка, тем больше сумма. Но, конечно, авторов она предлагала сама, причем выбор был богатейший.

 

 

Что полезно читать детям

 

 

В Интернете легко можно найти списки литературы под условными названиями: "100 книг, который должен прочитать каждый" или что-то в этом роде. Мы не будем публиковать тут такого списка, каждый родитель выберет из него то, что сам сочтет необходимым для прочтения или посоветуется с читающими людьми, например, с учителем литературы в школе. Но обратимся все к тому же Дмитрию Быкову, который дал свои советы на сайте "Прямая речь". Он сказал, что "одна из главных целей приобщения ребенка к книгам в том, чтобы, став взрослым, он мог воспользоваться ими как аптечкой".

 

Итак, вот примерный список "лекарств":

 

"Несмотря на кажущуюся необъятность списка, могу назвать несколько вещей, очень очевидных.

 

- Аркадий Гайдар само собой, потому что у нас вообще очень мало литературы для мальчиков. А мальчик должен расти на соответствующей литературе. Говорю вам как отец сравнительно малолетнего, хотя уже довольно рослого тринадцатилетнего сына.

 

Мальчик должен в детстве прочесть о том, как это хорошо, когда от отцовской фуражки, от отцовского планшета пахнет дымом. Хорошо, когда девочка тоже в детстве поет что-нибудь вроде «Летчики и пилоты,// Бомбы, пулеметы //– Вот и улетели в дальний путь». Это хорошо, это здорово, полезно. И когда дети любят свою армию – это тоже хорошо.

 

Такой рассказ, как гайдаровский «Поход», он ребенку необходим абсолютно. «Голубая чашка», конечно. Из других авторов обязательно надо прочесть и старшего, и младшего, и самую младшую Драгунскую – всех троих. И Ксения, и Денис – блистательные писатели, едва ли не лучшие сегодня прозаики. Но из «Денискиных рассказов» тот ребенок, который вовремя не прочел «Рабочие дробят камень», тот никогда не поймет, что такое символизм. И «На Садовой большое движение…» - рассказ, потрясший меня в детстве. И «Тайное всегда становится явным» - до сих пор несчастный Драгунский всем вынужден объяснять, что он не вываливал кашу в окно. И чем больше он убеждает всех, что это не так, тем больше все уверены – вываливал! вываливал! Гениальный писатель, на мой взгляд, Драгунский Виктор.

 

Виктор Голявкин – в обязательном порядке.

 

Валерий Попов «Темная комната» - лучшая триллер-повесть, которую я знаю для детей, гениально написанная.

 

Александр Житинский «Старичок с Большой Пушкарской» и «Визит вежливости» - о планете, населенной овощами, откуда прилетают два инопланетянина Потатам и Мананам, Потатам – помидор, потому что все помидоры там поэты и он поэт, а Нананам вообще уже не помню что, но это надо читать обязательно.

 

Александра Бруштейн «Дорога уходит вдаль» - книга, которую, я думаю, не избежал никто в детстве и все ей обязаны.

 

И конечно, мой самый любимый сказочник, величайший, я думаю, прозаик, Александр Шаров. Тридцать лет не печатали, забыли, что был такой писатель, а сейчас стали появляться его сказки. И «Приключения Еженьки и других нарисованных человечков», и «Человек-горошина и Простак», и «Звездный пастух и Ниночка», и самый страшный, над которой я проплакал все детство, «Мальчик-одуванчик и три ключика», которые я до сих пор не могу вспоминать без ужаса. И «Остров Пирроу», и «Редкие рукописи» - он очень серьезный писатель – Шаров.

 

Кстати говоря, у него есть совершенно гениальные взрослые повести, такие как «Хмелев и Лида», например. Или «Жизнь Василия Курки». Или гениальный рассказ «Легостаев принимает командование». Такие повести Шарова, как «Окоем», «Повесть о десяти ошибках», роман «Я с этой улицы» - это для меня в детстве был самый драгоценный витамин.

 

Это мало переиздается, но если вы найдете это для ребенка – это будет то, что надо".

 

Еще как-то во время встречи с читателями в Воронеже Дмитрий Быков сказал, что детям нужно обязательно читать книги трагического содержания. Потому, что "душа обязана трудиться и день, и ночь". Пустого места или вечного спокойствия не бывает - драмы происходят в жизни каждого человека, чтобы учить его, вести духовно вверх. Так пусть они переживаются, благодаря книгам, а не реальной жизни, пусть человек растет, читая.

чтобы присоединиться к дискуссии!