Новости Репортаж недели 15:32, 21 Февраля 2014
0

В Нижнем Новгороде начинается эксперимент по дуальному обучению


Что такое дуальное обучение
Что дуальное образование дает учащимся
Что дуальное образование дает государству и предприятию
Зарубежный опыт дуального обучения

Что ждет нижегородских выпускников школ


 

 

 

Нижегородская область вошла в число регионов России, в которых в мае 2014 года будет запущен пилотный проект дуального образования. Этой новости 18 февраля был посвящен "круглый стола", в котором приняли участие заместитель министра образования Нижегородской области Илья Коршунов и представители вузов, ссузов и предприятий Нижнего Новгорода и области.

 

А все дело в том, что наша область 30 января этого года в числе десяти регионов России выиграла конкурс Агентства стратегических инициатив по отбору «пилотных» субъектов РФ для внедрения элементов дуальной системы образования. Проект рассчитан на три года. «Но и по истечении трех лет проект должен остаться с нами», — сказал Илья Коршунов.

 

Что же это за проект? И что такое дуальное образование?

 

 

Что такое дуальное обучение

 

 

Это такой вид учебы в вузе или ссузе, который подразумевает получение одновременно  и теоретических, и практических знаний. Проще говоря, молодые люди и учатся, и работают.

 

Для нашей страны, с одной стороны, это не новость. В прежние времена студенты обязательно проходили практику на предприятиях и в организациях по профилю своего образования. И в наше время студенты, например, политехнического университета 2-3 дня в неделю работают на предприятиях, т.к. университет имеет 12 соответствующих базовых кафедр. Однако, прежде такая практика была для студентов бесплатной - они получали бонусы в виде практического опята. Дуальное же обучение подразумевает, что учащиеся будут получать реальную заработную плату на предприятии, где будут проходить практическое обучение.

 

 

Что дуальное образование дает учащимся

 

 

Учась дуально, молодой человек, во-первых, получаете одновременно среднее профессиональное и высшее образование; во-вторых, получает реальный опыт на производстве; в-третьих, имеет огромный шанс получить постоянную работу сразу по окончании ВУЗа на том предприятии, где он трудился. Ну, и далеко не последнюю роль играет тот факт, что, будучи студентом или учащимся техникума, молодой человек может зарабатывать.

 

Кроме того, дуальное обучение дает возможность молодым людям легче адаптироваться к взрослой жизни.

 

 

Что дуальное образование дает государству и предприятию

 

 

"…На предприятиях по всей России нужны молодые специалисты, владеющие современными знаниями, имеющие навыки применения этих знаний в своей практической деятельности, а также мотивированные к саморазвитию и достижению профессионального успеха", - завил министр образования и науки РФ Д. В. Ливанов. Президент страны Владимир Путин также неоднократно подчеркивал необходимость акцентировать внимание на обучение рабочим профессиям. Например, в Нижегородской области только 48 % выпускников школ идут осваивать рабочие специальности, остальные 52 % , минуя профобразование, устремляются в вузы. Однако, все мы знаем, что многие из этих 52 % после окончания высшего учебного заведения из-за несколько ограниченного спроса на высокообразованных специалистов все-таки вынуждены трудиться не по специальности и на должностях, не требующих высшего образования.

 

Для предприятия же - это возможность подготовить для себя кадры и значительная экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации. Многие крупные корпорации уже сейчас имеют внутренние установки на то, чтобы топовые должности на их предприятиях занимали люди, получившие профессиональное образование прежде высшего.

 

 

Зарубежный опыт дуального обучения

 

 

В Европе такое образование практикуется только в Германии, Австрии и Швейцарии. Причем, в Германии оно существует уже давно, имеет свои устоявшиеся традиции и принципы.

 

Видов дуального обучения в Германии много, особенно оно распространено для учебных заведений, сравнимых с нашими колледжами и техникумами, т.е. тех, которые среднее профессиональное образование (Ausbildung). Однако, и для высшего образования такая форма обучения тоже распространена.

 

Длительность дуального обучения составляет три года. Дуальшики фактически заняты шесть дней в неделю: три дня они работают на фирме, а два рабочих дня и в субботу -  учатся в ВУЗе. Работают ребята не на черной, грязной работе, а по профилю. Например, кто учится на экономистов, работают в бухгалтериях, экономических отделах, отделах закупок, продаж и кадров. Как правило, тут используется метод ротации, когда студент несколько недель работает в одном отделе, затем - несколько недель в другом и т.д. Дипломные работы  немецкие студенты пишут параллельно с работой, а после завершения обучения их, как правило, оставляют на фирме.

 

 

Что ждет нижегородских выпускников школ

 

 

Какие именно предприятия, вузы и ссузы примут участие в эксперименте, на "круглом столе" озвучено не было, но, скорее всего, за оставшиеся до начала эксперимента два месяца этот список станет известен, и мы опубликуем его на нашем сайте. Пока же наши читатели могут сориентироваться, имея перед глазами список участников "круглого стола":

 

Коршунов Илья Алексеевич, заместитель министра образования Нижегородской области;

Замотин Денис Сергеевич, заместитель генерального директора Нижегородской Ассоциации промышленников и предпринимателей;

Суворов Геннадий Александрович, заместитель генерального директора по персоналу ОАО "Нижегородский машиностроительный завод";

Буланов Владимир Анатольевич, генеральный директор ЗАО "Концерн "Термаль";

Варакса Сергей Александрович, директор ГБОУ СПО «Нижегородский индустриальный колледж»;

Сивов Михаил Владимирович, директор ГБОУ СПО "Сормовский механический техникум имени Героя Советского Союза П.А.Семенова";

Ивашкин Евгений Геннадьевич, проректор по учебной работе НГТУ им. Р.Е.Алексеева;

Бородачев Владислав Владимирович, директор межотраслевого института повышения квалификации и переподготовки кадров ННГАСУ;

Митрохина Елена Викторовна, заместитель директора "Перевозский строительный колледж";

Кормщикова Ирина Александровна, директор ГБОУ СПО «Нижегородский радиотехнический техникум»;

Малышев Евгений Александрович, заместитель директора по производственному обучению ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум»;

Кузнецов Сергей Александрович, руководитель Ресурсного центра и межотраслевого центра прикладных квалификаций;

Сильверстук Наталия Владимировна, директор ГБОУ СПО «Дзержинский технический колледж».


чтобы присоединиться к дискуссии!