Новости Репортаж недели 14:46, 07 Февраля 2014
0

Грозят ли юным читателям Нижнего Новгорода библиотечные запреты?



"Уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь"



2 февраля двум школьницам в Омской государственной областной научной библиотеке им. А.С. Пушкина отказались выдать книгу «Финансист» Теодора Драйзера. Об этом написала в «Твиттере» омский общественный деятель Елена Завьялова: «Подружки-школьницы (16 лет) рассказали, что им в Пушкинке не выдали книгу Драйзера из-за возрастных ограничений. И устроили целое совещание, выдавать ли «Завтра была война» Васильева — по той же причине. Выдали кое-как».

Работники библиотеки объяснили, что действовали в соответствии с федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который вступил в силу 1 сентября 2012 года. Заместитель директора этой библиотеки Оксана Московцева пожаловалась на обтекаемые формулировки в законе и пояснила: «Что касается «Финансиста» — у наших филологов возникли серьезные противоречия между собой. Но мы вышли на сайт интернет-магазина, где выставлена книга издательства «Эксмо» «Финансист» Драйзера. Там стоит 18+».

Действие омских коллег поддержали в новосибирской Центральной городской детской библиотеке им. А.П. Гайдара. «Драйзер не включен в

 школьную
 программу, и это правильно. Там имеются эротические моменты, которые старшеклассникам нежелательно знать», — заявила и.о. директора Светлана Казарина. Она же оценила «Войну и мир» рейтингом 18+. «Это сложное и длинное произведение. Для школьника оно скучное и малопонятное», — пояснила она.

А вот прокуратура Ставропольского края, точнее, старший помощник прокурора по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи Курбангали Шарипов, потребовал изъять из школьных библиотек книги Сергея Есенина и Владимира Набокова, поскольку они "несовместимы с задачами образовательного процесса" и содержат "эротику, мистику и ужасы". "Прокуратура потребовала изъять из общего доступа книги ряда авторов, в частности произведения Набокова, в которых есть мистика, а также Есенина — с его хулиганскими стихами. Школьникам рано читать такие книги", — заявил он.

Вот так рвение у некоторых наблюдается! Как тут не вспомнить слова Фамусова из бессмертного произведения А. Грибоедова "Горе от ума": "Уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь"

Как получить заветную книгу в библиотеке Нижнего Новгорода 



С волнующими нас вопросами мы обратились к заместителю директора Нижегородской Государственной областной библиотеки Татьяне Владимировне Пантюховой.

- Получила ли Ваша библиотека разъяснения к этому закону? Если да, то что это за разъяснения?

- Никаких официальных разъяснений наша библиотека не получала. А в ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в пункте 2 статьи 1 говорится, что «Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения в сфере: ... оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества».
Списка книг, в который отобраны книги исторической, художественной и иной культурной ценности с обоснованием не существует. Существуют списки книг, рекомендованных к прочтению. Таких списков много, но все они носят исключительно рекомендательных характер. Так что на сегодняшний день не существует списка авторов и книг, которые имеют возрастные ограничения по выдаче детям в возрасте до 18 лет.


Кроме того, в библиотеке нет террористической литературы – так как официальный список запрещенных книг существует только на этот вид литературы и информации.

- Как в Вашей библиотеке определяют, какие книги можно выдать 14-16-летнему читателю, а какие - нет?

- Современная детская литература прочитывается сотрудниками, обсуждается в коллективе и пишется отзыв. Все отзывы представлены в блоге НГОДБ. А также сотрудники абонемента могут дать консультацию по содержанию книги каждому читателю. Наши библиотекари руководствуются рекомендациями издательств, которые размещены на обложке книги или в аннотации (знак информационной продукции).

Кроме того, при выдаче книг библиотекари руководствуются здравым смыслом!

- Если молодой человек захочет прочитать книгу, не соответствующую его возрасту, может ли он получить ее в библиотеке на каких-то особых условиях, например, если с ним в библиотеку придет кто-то из родителей?

- Если с ребенком приходит родитель, то он имеет право выбрать любую книгу для себя и своего ребенка. Библиотекари всегда проводят с родителями индивидуальные консультации по содержанию книги, но выбор все-таки остается за родителем.

- Были ли в Вашей библиотеке уже случаи, когда Вам пришлось отказать в выдаче книг подросткам и какие это были книги?

- Нет, таких случаев в нашей библиотеке не было.

- Вы много лет работаете в библиотеке, общаетесь с читающими детьми. По Вашим наблюдениям: могут ли реально иметь отрицательное влияние на поведение подростков такие книги, как, например, "Мастер и Маргарита" Булгакова (мистика), "Три мушкетера" Дюма (хулиганство, обманы, жестокость), "Лолита" Набокова (разврат), "Анна Каренина" Толстого (самоубийство)? 

- Перечисленные книги включены в списки школьной программы и внеклассного чтения (исключение «Лолита», но в школьной программе Бунин «Легкое дыхание»). Данные книги читали и во времена Советского Союза, где работа идеология и пропаганда. И эти книги не мешали воспитывать и растить молодежь. 

А на поведение подростков влияет все: и семья, и общество, и средства массовой информации, и, конечно, книга. Но книга как раз направлена на развитие ребенка и получение им практик взросления на примерах литературных героев. 

В Интернете и на ТВ существует много полезной информации, главное - эту информацию найти, понять, принять и выработать личностное отношение к ней. Сегодня важно формировать у детей информационную культуру и критическое мышление, а для этого необходимо систематически читать и обсуждать прочитанное. Библиотеки готовы стать площадками по «выращиванию» компетентного читателя, который живет и будет жить в информационном обществе, в мире неопределенности и различных ситуаций, в мире многообразном и поликультурном. 

Взрослеть – это преодолевать себя и справляться самостоятельно с проблемами. В этом помогает проблемная книга, книга цепляющая, книга о настоящей жизни, где возможно победит добро. Книга, читая которую, ребенок испытывает катарсис, сильные душевные переживания, помогает происходить созреванию личности.

Елена Сагиева.

Использована информация с сайтов: Стыд и срам и Каспаров.ру
чтобы присоединиться к дискуссии!