Новости Репортаж недели 14:50, 04 Декабря 2013
0

Школьников заставят говорить на ЕГЭ за оценку



С 1 сентября 2014 года может вступить в силу приказ Министерства образования и науки, вводящий в ЕГЭ раздел «Говорение». То есть, уже в 2015 году выпускники школ будут сдавать это самое «Говорение», когда устные ответы школьников будут записываться на аудионосители. Кроме того, в этот устный блок ЕГЭ добавляются задания из раздела «Аудирование», когда экзаменационные задания записаны на аудионоситель и школьники должны работать «на слух». 

Как будет проходить такой экзамен?


По каким предметам будет проводиться "говорение", пока не ясно. А технология такова. Школьник заходит в аудиторию, оборудованную средствами цифровой аудиозаписи, получает задание и дает устный ответ. После завершения экзамена ученику дадут прослушать запись ответа, чтобы он смог убедиться, что его ответ записан правильно, ясно слышен и понятен.

Но одним «Говорением» дело не ограничится. Второй раздел такого экзамена будет называться «Аудирование». В этой части ЕГЭ школьнику будут предлагаться задания, которые ему надо будет воспринять на слух, после чего выполнять их. Планируется, что задания будут воспроизводиться дважды, чтобы исключить возможность неверного понимания. Более подробно то, как будет проходить ЕГЭ по "Говорению", мы узнаем, когда приказ будет готов и опубликован. А пока...

Мнения специалистов


В своих комментариях, специалисты, имеющие непосредственное отношение к образованию, разошлись во мнениях на счет "Говорения", но отзываются о нововведениях пока осторожно.

Например, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Алена Аршинова считает данный шаг хорошим дополнением, делающим процедуру сдачи ЕГЭ более прозрачной, что позволит исключить лишние претензии: "С помощью записи можно будет проверить правильность расчета баллов. Если захочешь проверить «стобалльников», то можно будет вернуться к этой части и послушать, как отвечал школьник. Это, конечно, глобально не решает проблему качества проведения экзамена, но как дополнительная меры его усовершенствует".

Сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования Андрей Демидов утверждает, что любые действия по изменению ЕГЭ пока остаются лишь на уровне слов и проектов, поэтому пока неясно, помогут ли нововведения их снять.

А доктор психологических наук и член Координационного совета при Президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей Галина Семья считает, что подобная сдача экзамена ухудшит результаты детей по ЕГЭ, т.к. появится дополнительный фактор тревоги, что всегда плохо сказывается на качестве ответа ребенка. Конечно, есть дети, умеющие грамотно говорить и строить разговор, но большинство ребят застенчивы и косноязычны. А также она считает, что различно и восприятие ответа — одно дело, когда слушаешь ребенка вживую, видя его, и другое, когда слушаешь в записи. Если у ребенка нет подобного опыта, считает Семья, то по качеству ответы будут хуже.

Что говорят о "Говорении" в Нижнем Новгороде


Школьников заставят говорить на ЕГЭ за оценкуС вопросами по нововведениям в ЕГЭ мы обратились к заместителю директора по учебно-воспитательной работе школы № 160, учителю русского языка и литературы Ирине Александровне Боряковой

- Поставлена ли уже перед школами задача по технической подготовке к разговорному ЕГЭ?

- Нет, в настоящее время такая задача не поставлена. Единственное, что в этом году проводился пробный, пилотный ЕГЭ по английскому языку с разделом "Говорение", в котором и наши нижегородские ученики принимали участие. Правда, сдавали этот экзамен только желающие. 

Какие-то новые финансовые средства для проведения такого экзамена вряд ли понадобятся, т.к. школы уже сейчас ушли далеко вперед, и практически в каждом классе уже стоит компьютерная аппаратура, т.ч мы подойдем к этому готовыми. Но, если что-то понадобится дополнительно, думаю, раз государство нас сейчас не обижает, и тогда, если надо будет что-то докупить, не обидит.

- Как Вы оцениваете разговорный уровень нынешних выпускников, т.е. насколько у них "подвешены языки"? И труднее или легче будет нынешним школьникам сдавать экзамены устно?

- Ребята хорошо говорят. Конечно, много сленга, не всегда выражения литературны, но за словом в карман они не лезут.

Ответить же на экзаменационный вопрос устно часто бывает гораздо легче, чем письменно, потому что при письменном ответе ребенок остается один на один с заданием и иногда не может на данный момент дойти до сути вопроса. Тут экзаменатор может подтолкнуть к пониманию задания. Поэтому, с одной стороны, живое общение помогает. Но, если мы говорим о том, что живого общения не будет, а будет просто говорение, наверное, ребенку будет еще сложнее. Потому что он не просто останется один на один с листком бумаги, а - один на один с микрофоном, когда ребенок должен будет не только ответить на вопрос, а записать себя, прослушать свой ответ, критически к нему отнестись, при необходимости что-то исправить... Мне кажется, ему будет очень сложно психологически.

- А пробный ЕГЭ с говорением по английскому языку эти психологические сложности выявил?

- По тому, как прошел этот пробный ЕГЭ, сказать обо всех сложностях, тем более психологических трудно, поскольку, напомню, пробный экзамен дети проходили добровольно и в основном его проходили те, кому придется сдавать ЕГЭ в 2015 году. Т.е. дети имели желание поучаствовать в эксперименте.

Тогда мы обратились к нижегородскому психологу Елене Знаменской.

- Как Вы считаете, готовы ли нынешние школьники к такому нововведению в ЕГЭ, которое предусматривает не общение экзаменуемого с преподавателем, а говорение в одиночестве перед микрофоном?

- Все дети, конечно, разные. Для кого-то это не станет серьезной проблемой, но для большинства - станет. Потому что, прежде чем принимать экзамен по навыку "Говорение" надо этому навыку научить!

Вот сейчас в школах есть такой предмет - риторика. Замечательно! На уроках риторики детишек, а он введен со 2-го класса, должны, вроде бы, учить говорить, выражать свои мысли, общаться. Но... Предмет есть, а хороших специалистов по этому предмету нет. То есть, реальной подготовки нет. 

Поэтому, считаю, что такой экзамен, как "Говорение", пока психологически сложен. Повторюсь: прежде, чем сдавать экзамен, нужно научиться предмету.

- Но ведь раньше, в советской школе, предмета "риторика" не было, а экзамены мы сдавали устно!

- Так мы и не сдавали "Говорение"! Мы сдавали экзамены по физике, истории и т.д. На знание предмета, а не способность говорить! Вспомните-ка, сколько ребят, хорошо знавших сам предмет, терялись у доски. Просто преподаватели ставили отметки не за косноязычность или велеречивость, а за знания. Правда, те, кто имели "хорошо подвешенный язык", могли по истории или литературе "наболтать" на хорошую оценку, не имея отличных знаний, но это уже совсем другая тема. Так что, сравнивать устный экзамен по предмету и экзамен по "Говорению" просто нельзя.

А вашего ребенка сумеют подготовить с "говорению"?


Приказ Минобрнауки о введении в ЕГЭ "Говорения" должен появиться до конца этого года. Значит, в 2014 году у школьников появится новый повод для волнений. Стоит ли бояться этого экзамена именно Вашему ребенку? Как Вы относитесь к нововведению, хорошо зная способности своего ребенка и возможности педагогов учебного заведения, где он получает образование? Сумеют ли его подготовить к "говорильне"?

Дарья Спирина
Елена Сагиева
чтобы присоединиться к дискуссии!