Новости Репортаж недели 13:35, 18 Октября 2013
0

День Лицея отмечают в Нижнем Новгороде


Сколько лицеев в Нижегородской области?
Правила приема первоклассников в лицеи - 2014
Рейтинги школ Нижнего Новгорода и Нижегородской области
Результаты ЕГЭ выпускников лицеев и гимназий

19 октября в России отмечается День Лицея, праздник, истоки которого уходят к Императорскому Царскосельскому лицею, вырастившему таких великих русских деятелей как А.С.Пушкин, Кюхельбекер В.К., Горчаков А.М, Корнилов А.А.

Современные лицеи, официально получившие этот статус в 90-х годах 20 века, чтут лицейские традиции, ориентируясь не только на подготовку одаренных детей и взращивание высокопрофессиональных кадров, но и на воспитание нового поколения российской интеллигенции, чтущей свою историю и корни.

В честь Дня Лицея директора нижегородских лицеев собрались, чтобы ответить на вопросы о специфике работы учебных заведений данного типа, их проблемах и перспективах развития.

Сколько лицеев в Нижегородской области?


По данным начальника отдела дошкольного и общего образования Шмелева Виктора Николаевича в Нижегородской области работает 17 лицеев из них по одному в Дзержинске, Бору, Кстово, Семенове. 2 лицея функционируют в Сарове, остальные – в Нижнем Новгороде. Несмотря на то, что на основании последних законов, принятых в сфере образования, особый статус лицеев и гимназий отменен, все нижегородские лицеи твердо намерены продолжать работу по углубленному преподаванию профильных предметов своим ученикам, используя свои многолетние наработки и опыт своего педагогического состава. Начальник отдела дошкольного и общего образования Министерства образования Нижегородской области В.Н.Шмелев заверил, что изменения коснулись официальных названий лицеев, а также дополнительного финансирования, вопрос с которым пока остается открытым, однако суть лицеев не потеряется.

Комментируя вопрос сохранения особого статуса лицеев, директор лицея № 165 г. Нижнего Новгорода Созинова Наталья Владимировна отметила, что сохранение лицейской системы является стратегической национальной задачей, поскольку выпускники данных учебных заведений формируют костяк научной элиты, отвечающей за развитие передовых технологий и обеспечивающей конкурентоспособность нашей страны в 21 веке. Одаренные дети в нашем государстве должны иметь особую опеку и поддержку, убеждена Наталья Владимировна.


Правила приема первоклассников в лицеи - 2014


К сожалению, времена, когда лицеи принимали в первый класс учеников на основании тестирования, ушли в прошлое. Наряду с общеобразовательными школами лицеи в первую очередь обязаны принимать учеников, проживающих на микроучастке лицея, а также братьев и сестер учеников лицея. Как нас заверил Виктор Николаевич Шмелев, правила приема в 1-й класс на 2014-2015 год не изменятся и лицеи продолжат набирать первоклассников на общих основаниях. Правильно это или нет? Какие проблемы возникают?

Обучение в лицеях происходит по углубленной программе, а это требует особой психологической и интеллектуальной подготовки учащихся. По мнению Виктора Николаевича Шмелева, отбор учащихся при поступлении в лицей должен быть, однако грамотного законодательного механизма, позволяющего это делать, на данный момент не существует.

Поддерживают это мнение и директора лицеев. По словам Н.В.Созиновой, в 2013 году в лицей № 165 принято 2 класса льготников, и этим ученикам, с какими бы способностями они ни пришли в лицей, требуется справляться с повышенными нагрузками и требованиями. Многим детям это тяжело, поэтому лишившись рычага щадящего, корректного отбора первоклассников, директора лицеев обращаются к родителям с убедительной просьбой: «Принимая решение об обучении ребенка в лицее, не руководствуйтесь своими амбициями или модой. В самую первую очередь необходимо посмотреть на ребенка, трезво оценить его способности и психологическую готовность, а также готовность семьи поддерживать усиленный режим обучения ребенка. Если одна из этих составляющих отсутствует, обучение в лицее может обернуться травмой для ребенка и серьезными проблемами для семьи».

Немаловажным фактором в выборе школы для будущего первоклассника является знакомство родителей со спецификой школы. Необходимо внимательно изучить профиль лицея, программы, по которым он работает, требования, предъявляемые к ученикам, перечень профильных и дополнительных дисциплин, изучение которых станет обязательным в лицее. По словам директора лицея № 38 Кучеровой Ирины Дмитриевны, школа ведет широкую просветительскую работу, в которую входят Дни открытых дверей, информационные статьи о деятельности лицея, максимальная полнота сведений на сайте лицея в интернет. Это позволяет лицею из года в год набирать максимально мотивированных на обучение детей и родителей и не допускать «случайных» учеников. Конечно, это проще сделать в рамках такого лицея, который набирает учеников в старшие классы, однако это хорошее напоминание и для родителей будущих первоклассников о том, как тщательно следует подойти к знакомству с будущей школой своего ребенка.

Рейтинги школ Нижнего Новгорода и Нижегородской области


В 2013 г. были опубликованы 2 громких рейтинга школ: «Рейтинг школ повышенного уровня образования» и «500 лучших школ России». В рейтинг «500 лучших школ России», составлявшийся на основании результатов олимпиад и ЕГЭ, вошли 13 школ Нижегородской области, 8 из которых лицеи и 2 – гимназии. Нижегородский Центр одаренных детей вошел в число 25 лучших школ России, согласно данному рейтингу. По словам В.Н.Шмелева, эти данные свидетельствуют о том, что лицеи, гимназии и школы с углубленным изучением отдельных предметов предлагают более качественное образование, однако не исключают того, что любая школа, и в особенности талантливый педагог любой общеобразовательной школы может подготовить выдающихся учеников. Поэтому, принимая к сведению и критически анализируя результаты любых рейтингов, родители не должны их абсолютизировать, а понимать, что любой рейтинг зависит от набора критериев, заложенных в него. В то время как история, традиции, педагогический состав, учебные программы, система взаимодействия с ВУЗАми и результаты олимпиад и ЕГЭ являются гораздо более основательными и незыблемыми показателями успешности лицея.

Результаты ЕГЭ выпускников лицеев и гимназий


Ссылаясь на скандалы, связанные с ЕГЭ в 2013 году, В.Н. Шмелев заверил, что все ученики Нижегородской области, успешно сдавшие ЕГЭ в 2013 году, сделали это честно. Об этом свидетельствовала прокурорская проверка, в рамках которой была тщательно проверена 2-летняя успеваемость всех учеников, получивших 100-бальные результаты на ЕГЭ. 100% этих учеников показывали хорошие и отличные результаты на протяжении последних лет обучения, ни одного «случайного» ребенка среди нижегородских стобальников нет. Каждый третий нижегородский стобальник – ученик лицея или гимназии.

О высоком качестве подготовки лицеистов и гимназистов также свидетельствует и традиционно высокий уровень поступаемости выпускников этих заведений в ВУЗы. Лишь единицы учеников лицея не становятся студентами высших учебных заведений. Как заметили директора школ, этому немало способствует и плотная работа лицеев с ВУЗами, которая обеспечивает профильную подготовку учеников к обучению в конкретных высших учебных заведений.

чтобы присоединиться к дискуссии!