Новости Репортаж недели 11:15, 25 Октября 2010
0

Учитель года 2010




«Лучший учитель – это, конечно, Л.В.Печникова. А также она является моим классным руководителем. Очень хороший и понимающий человек (преподаватель). Она учитель русского языка! Я горжусь нашими учителями, потому что они дают нам хорошие знания!!!» Такой отзыв оставил один из учеников 13-й гимназии на нашем сайте. Накануне профессионального праздника мы встретились с Людмилой Владимировной Печниковой, учителем русского языка и литературы гимназии №13, победителем городского конкурса «Учитель года 2010», победителем приоритетного нацпроекта «Образование».


Биографическая справка


Людмила Печникова родилась 23 февраля 1967 года в городе Горький. Окончила физико-математическую школу №40, филологический факультет Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. В школьные годы увлекалась художественным чтением, играла в студенческом театре эстрадных миниатюр.


В 1990 году начала работать учителем русского языка и литературы в средней школе №174 Приокского района, преподавала в лицее №28, с 2001 работает в гимназии №13. Общий педагогический стаж составляет 20 лет.


Победитель городского конкурса "Учитель Года-2010", в 2006 году стала победителем всероссийского конкурса лучших учителей, организованного в рамках приоритетного национального проекта "Образование". В настоящее время – аспирант Нижегородского института развития образования. В Год учителя планирует завершить работу над диссертацией. В 2011 году примет участие в областном конкурсе «Учитель года» 


Имеет дочь, 21 год. Творческое кредо «Все мы поэты, и все мы творцы, пробудить творческое начало можно в каждом человеке».


- Людмила Владимировна, вы закончили 40-й физико-математический лицей, а решили стать учителем русского языка и литературы…


- Я стала педагогом благодаря своим учителям. Два имени назову: Татьяна Константиновна Лагурашвили и Наталья Максимовна Квасюк. Также были замечательные преподаватели в 8-й школе, где я проходила практику, затем здесь, во время работы в 13-й гимназии. Это были самые яркие имена в городе в нашей педагогической среде. А когда ты следуешь за кем-то, то и сам становишься профессионалом. Я закончила историко-филологический факультет ННГУ имени Н.И.Лобачевского. Так сложилось, что сначала я не собиралась становиться учителем, но сейчас уже никем другим себя не представляю.


- Что для вас главное в профессии учителя?


- Вера в ученика. Это очень интересная профессия, результат которой видишь и сегодня, и через несколько лет. Позавчера у меня была встреча с моим бывшим учеником, которого я не видела 15 лет, он стал главным редактором одного новостного Интернет-агентства. Он рассказал мне так много интересного, поведал, какое влияние на него оказала… Очень много моих учеников теперь работают учителями русского языка и литературы. Есть популярные журналисты, например, Евгения Пономарева. Другие стали небезызвестными в своей отрасли врачами, психологами, т.к. до 13-й гимназии я работала в 28 –ом медико-экологическом лицее


Это радует! Быть учителем - это образ жизни: ты живешь, и после тебя что-то остается…. Необучаемых учеников не бывает! Мой предмет самый замечательный - литература. Это не просто сумма знаний и навыков, это взаимоотношения с жизнью.


- На встрече с писательницей Татьяной Толстой одна учительница литературы задала вопрос – «как вместить такое большое количество изучаемых произведений и писателей в ограниченное количество часов?» На что Толстая ответила, что всех «вместить», конечно, невозможно, но читаем-то мы всю жизнь… А вы что думаете по этому поводу?


- Не надо «вмещать» писателей. «Войну и мир» Толстого не все прочитают сразу, в 10-м классе, главное, чтобы человек к этому вернулся в 30, в 40 лет…. Когда я перечитываю «Войну и мир», то каждый раз по-другому воспринимаю эту книгу. Программы по литературе сейчас разные, но главное – это научить детей читать и понимать текст, а это можно сделать и на примере небольшого рассказа. Как раз сегодня я провела урок по Чехову, мы читала рассказ «Студент», ставили вечные проблемы, и меня поразило, как дети тонко все поняли…


- Но в вашей гимназии обучаются особенные дети, гуманитарии…


- Когда я принимала участие в городском конкурсе «Учитель года», то одним из требований было провести урок для детей из обычной общеобразовательной школы на Мещерском озере. Дети меня ни разу до этого не видели, и урок был очень сложный, по философской лирике Тютчева. Мы затрагивали разные категории - философские, общечеловеческие, культурологические. И все дети это восприняли. Урок прошел «на ура»! Мне удалось их «пробудить»….


- Вы много лет работаете в школе. Изменились ли дети за эти годы? Ведь у них появились мобильные телефоны, они заражены Интернетом, поп-культурой, рекламой…


- Я настолько счастливый учитель - меня это не касается. Когда мы с учениками приходим в класс, мы мыслим другими категориями. Однако, дети сейчас действительно другие. Им нужно больше объяснять значения слов, какие-то исторические явления, они меньше знают того, что знали мы. Хуже стали знать историю, а поскольку литература тесно с ней связана, иногда мне приходится тяжело. Они прагматики, нацелены на «здесь и сейчас». Очень хочется их вытащить из этого состояния… Я всегда цитирую Блока – «Будущее глядится в прошлое».


Литература сейчас стала экзаменом по выбору. Некоторые дети рассуждают так - литература мне нужна, чтобы написать эссе по русскому языку, есть у некоторых такой подход. Но в нашей гимназии мы с ребятами читаем, чтобы духовно себя обогатить. Я в своей работе не подстраиваюсь под формат ЕГЭ.


- Людмила Владимировна, что сейчас происходит с русским языком, и как вы считаете, с этим нужно бороться?


- Стало труднее преподавать язык, приходится обучать детей звучанию слова, пониманию слова и открывать те смыслы, которые в нем заложены. Мы можем долго говорить о Евангелии от Иоанна «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог….» А потом переходим к Гумилеву и рассуждаем о том, что такое слово. Дети начинают наполнять слова каким-то смыслом. Слово нужно услышать, слово нужно почувствовать, его нужно увидеть. Они сначала не понимают, о чем идет речь, но вдруг, когда найдешь какой-то образ, какую-то строчку, они на самом деле начинают видеть! Главное - мотивировать детей, чтобы им было интересно, потому что это поколение лидеров. Каждый сам за себя, и в этом плане становится сложно, иногда у них бывает дух конкуренции. Они это привносят из взрослой жизни, определенные образцы навязывает реклама, телевидение…


- Вы учите детей, как отличить настоящую литературу от ширпотреба?


- В прошлом году одна девочка принесла мне «Сумерки» Дмитрия Глуховского. Я прочитала книгу, и мы с ней поговорили о ней. Это спорная литература, на мой взгляд, «наш ответ Дэну Брауну». Поскольку Брауна мне тоже пришлось прочитать, получился урок, когда мы сравнивали две книги, сопоставляли их с классикой. Дети сами во всем разберутся, если с ними поговорить. Я считаю, нужно ребенка воспитать так, чтобы он во взрослой жизни сам знал, что нужно читать, а что - нет.


Сегодня у нас был урок по «Вишевому саду» Чехова, мы говорили об образе Лопахина. Дети меня спросили: «Почему Лопахин - современник Чехова? Лопахины есть и сейчас». Они поняли, что Чехов - классик. Он актуален во все времена….


- Творчество современных писателей изучают в школе? Виктора Пелевина? Татьяну Толстую?


- По Виктору Пелевину много проводится исследовательских работ. Это такая форма занятий. Ученики сами исследуют произведения, пишут, затем защищают рефераты на конференциях. Задача учителя – подготовить ученика.


По Татьяне Толстой мы тоже много писали. Была, например, очень интересная работа «Женские лики в прозе Толстой и в античной литературе». Мы смотрели трансформацию женских образов, что с ними происходит в нашем веке….


- Кто ваш любимый писатель?


- Чехов, Булгаков. Очень люблю «Белую гвардию», там такая замечательная атмосфера! Это мудрая книга, многослойная. Там очень ярко заявлена тема дома. Сегодня, когда мы обсуждали «Вишневый сад» и смотрели, как рушится семья в XX веке, как она уходит, как уходит дом, как вырубается вишневый сад под дачные участки, я спросила: «А вы где живете, в доме или в квартире?» Дети мне отвечают – «в квартире». А чем квартира отличается от дома? Это все временное, маленькое – квартиры, дачи….


- Посоветуйте, пожалуйста, родителям, как привить ребенку любовь к чтению, литературе?


- Когда моя дочка была грудная, месяцев двух от роду, врач мне посоветовала – «читайте, пусть слышит ваш голос». Наверное, человек очень рано начинает воспринимать слово, человеческую речь. Сейчас моей дочери 21 год, она очень любит читать.


Можно посоветовать самим читать книги вместе с детьми. Родитель должен быть в этом плане примером, ребенок все равно будет подражать тому, что делают родители. Как воспитывали в России в старину? Садились всей семьей вечером и читали… И это объединяло. Причем читать нужно именно книгу, а не слушать диск или читать электронный текст. Я детишкам не разрешаю на урок приносить текст, распечатанный из Интернета. Потому что общение идет через книгу, создается определенная атмосфера погружения в мир художественной условности.


Когда сам листаешь странички, которые кто-то до тебя уже листал или, наоборот, книжка новая, твоя или библиотечная, то это всегда очень интересно. И если взять одно и то же произведение в разных изданиях: из домашней библиотеки или из общей, с желтыми потертыми страничками, или с гладкими белыми, текст будет восприниматься по-разному! При выборе книги нужно обязательно уделять внимание изданию.


Аудиокнижку ты воспринимаешь с чужого голоса, а когда ты читаешь сам - то вбираешь книгу своим голосом, своей душой. Когда просто слушаешь, чтец передает свое видение….


- Ваши пожелания коллегам накануне профессионального праздника?


- Желаю, чтобы они знали, что нужны своим ученикам, верили в это. Хотя те, кто работает, я думаю, и так это прекрасно знают. Чтобы они были здоровы, любили детишек в школе, и чтобы у них было благополучие, какая-то внутренняя стабильность, позволяющая работать в школе. А творческим коллегам желаю, конечно, творчества!




Текст и фото Натальи Вертлиб

чтобы присоединиться к дискуссии!