Новости Репортаж недели 11:12, 24 Сентября 2010
0

Детей в детсадах будут учить по новым стандартам?

Детей в детсадах будут учить по новым стандартам?



Современную образовательную политику в области воспитания дошкольников обсудили в НИРО. Там на днях прошла конференция с таким названием с участием столичных ученых-практиков. Главной темой стало обсуждение приказа Министерства образования и науки РФ№655 от 23.11.2009  «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Генеральный директор издательства «Мозаика-синтез» Эльфия Дорофеева рассказала, что новые Федеральные государственные требования потребовали пересмотра всех существующих ныне программ дошкольного образования:

- Федеральные государственные требования от 23.11. 2009.предъявляют новые требования  к структуре основных общеобразовательных программ, по которым должны работать детские сады. В частности, теперь не рекомендуется проведение занятий в форме уроков в детских садах. Они должны заменяться игровой деятельностью. Еще одно отличие – теперь воспитатели формируют 20% от основного объема обучающей программы самостоятельно. До последнего времени ни одна из существующих программ не удовлетворяла полностью федеральным требованиям. Проблема в том, что не существовало также специального экспертного совета по разработке программ, и были  неизвестны критерии, по которым будут оцениваться программы.

Сейчас существуют следующие основные дошкольные программы: «Истоки», «Радуга», «Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Успех». Недавно группа ученых-педагогов под руководством профессора Вераксы (практически та же группа, которая создавала «Программу воспитания и обучения в детском саду») разработала новую программу «От рождения до школы» в соответствии с Федеральными государственными требованиями, сохраняющую преемственность со старой программой. Новая программа разработана полностью на 100%, поэтому может применяться в каждом образовательном учреждении без изменений и без дополнительной работы над ней воспитателей.
 
Эльфия Дорофеева ознакомила собравшихся работников детских садов с новой программой, которая была издана в издательстве «Мозаика-синтез»

Один из авторов программы доктор педагогических наук профессор Тамара Комарова, академик Международной Академии наук педагогического образования заметила, что подобные Федеральные требования были разработаны впервые. Она рассказала об основных принципах построения программы: организация жизни и воспитания детей, режим дня, формы работы с детьми, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие, итоговые результаты освоения программы. «Не нужно давить ребенка предметным знанием, и это основное требование программы»- рассказала Тамара Комарова. «Ребенок не обязан приходить в школу полностью к ней готовым, - подчеркнула профессор.- Понятно, что школам этого хочется, но это проблема самих школ».

Об этом же говорил и кандидат педагогических наук, зам директора по научной работе института психолого-педагогических проблем детства РА образования Иван Кириллов, который  рассмотрел в своем докладе животрепещущий вопрос взаимодействия детского сада и начальной школы. И как при этом взаимодействии должны учитываться новые Федеральные государственные требования?

- Сейчас один из вариантов развития, по которому идет дошкольное образование  – не дошкольное образовательное учреждение, а дошкольная образовательная группа, - отметил Иван Львович. -  Подобные группы возникают сейчас при школах. С 2004 года их количество растет и сейчас около 25% школ в Москве предоставляют место для образования детей дошкольного возраста.

При этом нужно учитывать два понятия – психологическая готовность ребенка к школе и преемственность дошкольного и школьного образования. В Европе начальная школа больше походит на детский сад.  В нашей стране, напротив, школа с середины 90-х все больше оказывает влияние на детский сад, и в детских садах увеличивается количество занятий.  Поэтому новые Федеральные государственные требования призваны оградить от преемственности детского сада от школы. Занятия как мини-уроки критикуются

Возможно, в свете новых Федеральных требований нам стоит позаимствовать опыт западных стран в области дошкольного образования. Современным зарубежным тенденциям в развитии дошкольного образования был посвящен доклад Николая Вераксы, декана факультета дошкольной педагогики и психологии МГПУ. Прежде всего, профессор отметил увеличение значимости дошкольного образования во многих странах мира, где оно становится во главу угла национальной политики и курируется высокопоставленными лицами. В частности, в Малайзии  дошкольное образование находится под патронажем супруги премьер-министра страны. Все малазийские дошкольники с двух лет изучают английский язык. А в Норвегии малыши работают на компьютере, изучая буквы, слова, фразы.

- Также в процессе самореализации ребенка существенно возрастает роль взрослого. Этому, например,  посвящена методика  Tools of the mind («Адаптирование интеллекта») Елены Бодровой, которая широко применяется в США, - рассказал профессор.- Однако здесь существует другая проблема – систематическая включенность взрослого может подавлять или ограничивать инициативу ребенка.

Сейчас стоит задача оценки качества дошкольного образования.  При этом во внимание нужно принимать не только оценку детского развития, но и оценку среды, и оценку продуктов интеллектуальной и творческой деятельности ребенка, и эффективность педагога.  При этом  бессмысленно оценивать систему, которая не зависит от педагога. Основной акцент при оценке любой программы должен быть не на ее содержании, а на способы действия воспитателя.

И все же конференция оставила больше вопросов, чем ответов. Разрешить их был предназначен обучающий семинар «Требования ФГТ, предъявляемые к основной общеобразовательной программе дошкольного образования», который прошел в тот же день в НИРО.

В заключение конференции были награждены нижегородские педагоги –лауреаты конкурса «Патриотическое воспитание», проведенного журналом «Современное дошкольное образование. Теория и практика»: Н И. Назарова и Е.В Матвеева из Дзержинска, О.В. Белова из деревни Гавриловка, С.С.Балуева из города Павлово.



Подготовила Наталья Вертлиб


Мнение
Заведующая нижегородским детсадом, пожелавшая остаться неизвестной.
- В Уставе нашего садика прописана программа «Детство», и мы будем продолжать по ней заниматься. В 2112 году нам предстоит аттестация, и тогда будем решать – менять нам программу или нет…



чтобы присоединиться к дискуссии!