Новости Репортаж недели 12:03, 01 Февраля 2016
0

Центр лечебной педагогики и социальной адаптации "Верас" : "Наши занятия посетило уже более 200 детей"

- Как давно существует ваш центр? 

Нижегородская региональная общественная организация поддержки детей и молодежи "Верас" была создана по инициативе родителей, воспитывающих детей с нарушениями развития, в феврале 2000 г. (17 февраля нам исполняется 16 лет). В октябре 2011 г., наша организация в партнерстве с фондом "Обнаженные сердца" открыла Центр поддержки семьи. Он был открыт как структурное подразделение организации "Верас". Это некоммерческое и негосударственное учреждение, где оказываются психолого-педагогические и социальные услуги детям и молодым людям с расстройствами аутистического спектра, интеллектуальными нарушениями на безвозмездной основе, поэтому содержится исключительно за счет благотворительной помощи партнеров и неравнодушных нижегородцев. 

- Сколько уже воспитанников насчитывается в Нижнем Новгороде с начала основания Центра? Какова статистика детей с особенностями развития? 

С октября 2011 года 227 человек с нарушениями развития посетили занятия в Центре поддержки семьи. В среднем, это более 50 человек в год. Результаты занятий в младшей группе говорят сами за себя – только два ребенка из всего этого количества на данном этапе остались вне школ, а остальные были подготовлены к поступлению в коррекционные школы и обучаются в них. Ребята из группы старшей ступени (18+) значительно развили свои социально-бытовые навыки, стали самостоятельнее, общительнее, научились некоторым видам рукоделия. Следующий этап, необходимый для развития этих ребят – трудовая занятость, которая должна осуществляться при сопровождении специалистов. И наша организация взялась за реализацию этого инновационного для региона проекта – создание учебно-производственных мастерских, которые призваны частично решить проблему трудовой занятости молодых людей с инвалидностью. Администрация города уже предоставила нам помещение для этой цели, и сейчас мы собираем средства на его ремонт и адаптацию. Для этого мы планируем провести благотворительные мероприятия и акции, в т.ч. благотворительный хоккейный турнир "Добрая шайба" в феврале, а в марте – турнир по боулингу "Точно в цель!". 

- География проекта по России велика, это только начало, в каких-то городах Нижегородской области есть филиалы или может интернаты, с которыми вы работаете? 

Центр – единственное учреждение такого рода в регионе. Уже третий год в шести школах Нижнего Новгорода реализуется проект "Внедрение технологий обучения детей с расстройствами аутистического спектра в коррекционных школах г. Н. Новгорода". Основная его цель – включение детей с расстройствами аутистического спектра в образовательные учреждения г. Нижнего Новгорода путем внедрения современных технологий обучения детей с аутизмом. В проекте принимают участие 6 школ, где были открыты и действуют классы для детей с РАС: №№ 142, 92, 95, 86, 56, 39. В рамках реализации проекта за 2 года было открыто 34 класса в 6 коррекционных школах города, в которых обучается 140 детей, в том числе 65 детей с расстройствами аутистического спектра, а 102 педагога прошли обучение. Проект вызывал огромныӗ интерес со стороны педагогов, родителей, а также Министерства образования и науки РФ. Более того, проект получил развитие и на детей дошкольного возраста. Известно, что, чем раньше начать работу с ребенком, имеющим аутизм, тем большего эффекта можно достичь, а значит, тем больше шансов у этого ребенка поступить в школу. Поэтому, с мая 2015 года по трехстороннему соглашению между департаментом образования администрации г. Нижнего Новгорода, НРООПДИМ "Верас" и Фондом "Обнаженные сердца" реализуется проект "Внедрение современных технологий воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольных образовательных учреждениях города Нижнего Новгорода". В нём участвуют детские сады №448, 452, 110 и 17, а также Ресурсный центр для детей с расстройствами аутистического спектра, нарушениями поведения и коммуникации дошкольного возраста в микрорайоне "Цветы". В результате такой работы выпускники этих детских садов могут продолжить обучение в школах-участниках проекта или в других общеобразовательных школах (в зависимости от уровня и возможностей конкретного ребенка). 

- Ваша команда - это кто? Как пополняется ваш педагогический коллектив? 

Среди наших сотрудников – как опытные специалисты с большим стажем, так и молодые педагоги, заинтересованные в постоянном обучении новым методикам и повышении своего профессионального уровня. Часть из педагогов, работающих в центре, сами являются родителями детей с нарушениями развития, поэтому их личный опыт существенно дополняет профессиональный, помогает лучше понять таких ребят. В группе младшей ступени с ребятами занимаются 4 педагога, включая руководителя группы, чей сын тоже посещает наш центр (старшую группу). В старшей группе (18+) работают 3 педагога. Также со всеми ребятами занимается педагог по адаптивной физкультуре, а со старшими – еще и педагог по социально-бытовой деятельности, вместе с которым они учатся готовить на кухне, делать покупки в магазине, пользоваться стиральной машиной, гладить белье и пр. В нашей команде есть психологи и юристы, которые проводят консультации с родителями, и PR-специалист, который помогает проводить различные благотворительные мероприятия. В нашем центре сложился крепкий и надежный коллектив, все педагоги очень преданны своему делу в целом, и нашей организации, в частности. Поэтому, с учетом ограниченности бюджета, потребность в новых сотрудниках появляется довольно редко. Но мы всегда рады видеть в наших рядах волонтеров, людей, которые готовы в свое свободное время помогать на занятиях с ребятами и на мероприятиях. В наш центр регулярно приезжают из других стран активные ребята по международным волонтерским программам. В этом году, например, нам помогает молодой человек из Чехии. 

- Как вы находите сотрудников и какие качества ценятся, прежде всего, у педагога, который будет работать с детьми? 

Если у нас появляется вакансия, мы размещаем ее на специализированных сайтах. Некоторые слышали о нашей организации и сами предлагают свою кандидатуру для работы у нас. Мы рассматриваем всех кандидатов и принимаем новых сотрудников на конкурсной основе. Очень важно, чтобы сотрудник обладал не только профессиональными компетенциями, но и такими человеческими качествами как терпение, умение работать в команде, способность контролировать свои эмоции – всё это необходимо в нашей работе. И еще одно из условий приема педагогов на работу – познакомиться с работой и попробовать на волонтерских началах, как ассистент, участвовать в занятиях с детьми. Очень хорошо, если у кандидата уже есть какой-то опыт работы с людьми с нарушениями развития – ему будет проще вникнуть, адаптироваться. 

- Какие специалисты занимаются с родителями детей с особенностями развития? 

Родителей консультируют педагоги-психологи, социальные педагоги, ведет прием невролог. С ними также работают наши юристы, которые проводят индивидуальные консультации и семинары для родителей (не только в Н.Новгороде, но и по Нижегородской области) по реализации прав детей с инвалидностью. Педагоги, которые ежедневно работают с детьми и молодыми людьми в нашем центре, дают родителям рекомендации, которые хорошо было бы выполнять дома, чтобы результаты работы были максимальны. Также для родителей еженедельно проводятся группы взаимной поддержки. Родители предлагают волнующие их темы и вместе с нашим консультантом их обсуждают, делятся проблемами, радостями и получают необходимую для них поддержку. 

- Как попасть в ваш центр? Каждый ли может это сделать? Это бесплатно? 

Все занятия в нашем центре бесплатны. Потребность в наших услугах очень велика, ведь у родителей детей с аутизмом часто просто нет альтернативных вариантов обучения. Возможности нашего центра ограничены, как по человеческим, так и по финансовым ресурсам, поэтому при всем желании мы не можем принять всех нуждающихся. Старшая группа для молодых людей с нарушениями переполнена. В младшую группу мы проводим набор детей с расстройствами аутистического спектра для подготовки к школе. Следующий набор будет объявлен в марте, мы сообщим об этом на нашем сайте. К нам могут попасть дети от 6 лет, имеющие расстройства аутистического спектра (РАС), проживающие в Нижнем Новгороде и не посещающие никакие образовательные учреждения. Для детей дошкольного возраста работают наши подразделения – консультационно-диагностический центр в Автозаводском районе и Ресурсный центр для детей с расстройствами аутистического спектра, нарушениями поведения и коммуникации дошкольного возраста в микрорайоне "Цветы". Подробнее о них можно узнать у нас на сайте. 

- Как проходят занятия? Как набираются группы? Сколько там человек? Как в обычной школе? 

В группе подготовки к школе занимаются 6 детей, в группе старшей ступени –29 ребят. В старшей ступени ребята занимаются рукоделием, готовят поделки (и мы регулярно устраиваем благотворительные мастер-классы и выставки их работ в ТЦ города), делают упражнения по адаптивной физкультуре, готовят обед на кухне, убирают за собой и т.д. В младшей группе ребят готовят к поступлению в школу. Для каждого ребенка специалисты составляют индивидуальную программу, определяют, какие навыки ему необходимо развить, и все занятия проходят уже по такой программе. Детей учат слушать педагога, контролировать свое поведение, насколько это возможно, сидеть за партой, понимать расписание. Такие занятия – единственный шанс для многих родителей со "сложными" детьми, что их дети смогут поступить в образовательное учреждение и обучаться там. 

- Как дети общаются друг с другом? 

Общение с окружающими для наших ребят – это одна из главных сложностей, ведь у детей с аутизмом нет такой потребности и таких навыков. Они не смотрят в лицо человеку, их гораздо больше интересуют предметы. Поэтому одна из важнейших целей нашей работы – научить ребят базовым навыкам коммуникации. Все общение организуют педагоги, они же мотивируют детей вступать в контакт с окружающими, организуют взаимодействие игровыми методами, например, учат передавать друг другу игрушки, формулировать просьбы. Для всего этого существуют специальные стратегии, которым наши педагоги постоянно обучаются и применяют на занятиях. Это кропотливая работа, упорная и последовательная. 

- На сайте Вы говорите, что работают летние и осенние лагеря для детей, где они находятся, как в них можно попасть, бесплатны ли они? 

С 2004 года каждое лето проводятся социально-реабилитационные оздоровительные смены в Государственном бюджетном учреждении "Областной центр социальной помощи семье и детям "Юный нижегородец" (ГБУ "ОЦСПСД "Юный нижегородец") в Семеновском районе. Нашей организации предоставляются около 20 путевок на 2 смены, т.е. в каждую смену мы можем отправить в лагерь 10 семей, воспитывающих детей с аутизмом и другими множественными нарушениями. В приоритете мы выделяем путевки тем семьям, которые никогда ранее не ездили в такие лагеря. "Юный нижегородец" - это не только отдых для детей, но и учеба для их родителей. Во время смены наши педагоги проводят консультации с ними и рассказывают о стратегиях работы с детьми с нарушениями развития – очень важно продолжать грамотно заниматься с ребятами и дома. Семья, имеющая ребенка с инвалидностью, может попасть в такой лагерь в порядке очереди, обратившись в районные управления социальной защиты населения Министерства соцполитики. Путевки для семей выдаются бесплатно. Также по проекту "Лето со смыслом" Фонда "Обнаженные сердца" в июле 2015 года проводилась оздоровительная смена для подростков и молодых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Программа смены была разработана в соответствии с опытом работы лагеря Rising Sun для детей и молодых людей с аутизмом (штат Нью-Мексико, США), где прошли стажировку педагоги Центра поддержки семьи "Обнаженные сердца". В этом уникальном лагере используются современные методы работы, такие как зрительная поддержка и идеи сенсорной интеграции. Все это помогает развить у ребят самостоятельность, уменьшить негативное поведение и улучшить способность вступать в отношения с окружающими. Многие из ребят впервые оставались так надолго без сопровождения родителей. В смене, которая длится 7 дней, принимали участие 6 подростков и молодых людей (10 – 20 лет) с РАС в сопровождении педагогов и ровесников без нарушений. В лагере применяются такие методы реабилитации, как иппотерапия (реабилитация посредством лечебной верховой езды), канистерапия (метод лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных собак) и др. Мы надеемся, что и в 2016 году фонд "Обнаженные сердца" организует программу "Лето со смыслом" и наши ребята в сопровождении педагогов и волонтеров примут в ней участие. 

 - Что-нибудь известно о создании комнат сенсорной интеграции и эрготерапии в Нижнем Новгороде? 

"Сенсорная интеграция" - это работа с нервной системой ребенка через тело. Занимаются этим эрготерапевты, которых в России очень мало, а сама эта программа только начинает внедряться в нашем городе при поддержке Фонда. Программы, основанные на идеях сенсорной интеграции, помогают более эффективно справиться с некоторыми поведенческими проблемами ребят, улучшить концентрацию внимания и др. В Нижнем Новгороде начинают внедрять эти технологии в 5 школах - участниках проекта "Внедрение технологий обучения детей с расстройствами аутистического спектра в коррекционных школах г. Н. Новгорода. В конце 2015 года в этих школах было закуплено необходимое оборудование (мягкие напольные и настенные покрытия, подвесные конструкции). В феврале эксперты фонда "Обнаженные сердца" проведут обучающие семинары для педагогов, и комнаты сенсорной интеграции начнут активно использоваться. Специалисты нашего центра будут курировать их работу. 

- Также очень интересен проект квартиры, где воспитанники адаптируются к жизни вне детдома или приюта, какого возраста дети там проживают? С кем? Круглосуточно там находятся или приезжают на некоторое время? Есть ли уже какие успехи? Чему научились дети в рамках этой программы? Есть ли уже "выпускники" этого проекта? 

Учебное (сопровождаемое) проживание - это временное проживание в квартире, в период которого молодой человек с особенностями психофизического развития проходит обучение в доступном для него формате по нескольким направлениям: - социально-бытовая деятельность (самообслуживание, приготовление пищи, уход за вещами, уборка помещения и т.п.); - социально-коммуникативная деятельность (межличностные отношения, покупки в магазинах, и т.п.); - организация досуга (экскурсии, посещение театра и т. д.) Все эти необходимые навыки ребята действительно осваивают и способны применять вне занятий. Родители наших выпускников отмечают разительные перемены, произошедшие в результате курса проживания. Так, мама 25-летнего Сергея Б. рассказывает, что из неконтактного и необучаемого мальчика, которого не принимали в детсад и школу, он превратился в открытого и активного молодого человека: начал играть в баскетбол, боулинг, помогать товарищам. Мама Ани К. счастлива, что её дочь стала собранней, научилась понятно разговаривать, убирать за собой, пользоваться сотовым телефоном. Теперь девушка – мамина помощница, они вместе готовят, убирают дом, стирают, ухаживают за домашними животным. Огромное достижение – Аня научилась самостоятельно следить за собой (мыться, одеваться). "Учебное проживание"осуществляется при постоянном сопровождении опытных педагогов. Они поддерживают дружескую атмосферу в квартире, следят за здоровьем ребят, помогают им в повседневных делах, ведут необходимую документацию. Учебное проживание – эта модель, которая позволит развивать альтернативные варианты закрытым интернатным учреждениям, ведь по мере взросления ребенка с нарушениями развития многие родители оказываются физически не в состоянии обеспечить надлежащий уход и сопровождение своему повзрослевшему ребенку в условиях семьи. В завершении курса подводятся его итоги, анализируются достижения ребят и формируются рекомендации родителям для закрепления результатов. 

- Ежегодно проходит обучение педагогов современным технологиям воспитания детей с особенностями развития, пополняются ли ваши ряды молодыми специалистами? 

В рамках сотрудничества с фондом "Обнаженные сердца" наши педагоги регулярно участвуют в обучающих семинарах с экспертами, в том числе и с зарубежными. Большинство участников проекта проходят стажировку в Санкт-Петербурге на базе школы №46 "Центр Реабилитации и Милосердия (РиМ)". Эта школа стала одним из первых общеобразовательных учреждений, начавшим работу с детьми с РАС, и за это время накопила огромный опыт и достигла значительных успехов. В ней эффективно ведется комплексное сопровождение учащихся, специалисты применяют новые стратегии, чтобы максимально раскрыть потенциал детей для лучшей социализации и включения в общество. Участники проекта обязательно посещают эти занятия, знакомятся с инновационными технологиями (метод подкрепления, метод визуальной поддержки, составление расписания и мн.др.), оценивают результаты работы и обсуждают проблемные моменты. Кроме того, ежегодно специалисты участвуют в форуме, организуемом фондом "Обнаженные сердца" в Москве, где происходит обмен опытом и достижениями на международном уровне. Таким образом, внедряются современные стандарты в работу российских учреждений, чтобы сделать инклюзивное образование доступным в нашей стране. 

- Что бы вы хотели пожелать детям и их родителям? 

Желаем родителям понимать и принимать своих детей такими, какие они есть, любить их, независимо ни от каких обстоятельств. Пусть вас не покидают силы и вдохновение, а рядом всегда будет поддержка родных и близких. Здоровья, терпения и благополучия вашим семьям! 

На данный момент организация собирает средства на мастерские для ребят и активно привлекает помощь всех неравнодушных. Помочь можно любым удобным для вас способом, представленном на сайте.

чтобы присоединиться к дискуссии!