Новости Репортаж недели 15:44, 19 Октября 2015
0

19 октября – День Лицея

Современные лицеи, официально получившие этот статус в 90-х годах 20 века, чтут лицейские традиции, ориентируясь не только на подготовку одаренных детей и взращивание высокопрофессиональных кадров, но и на воспитание нового поколения российской интеллигенции, чтущей свою историю и корни.


В качестве подарка к профессиональному празднику пять лицеев Нижегородской области получили новость о включении в ТОП-500 лучших школ Российской Федерации. По результатам рейтинга лучшими лицеями стали:


Лицей № 40 г. Нижний Новгород

Лицей № 82 г. Нижний Новгород

Лицей № 165 им. 65-летия «ГАЗ» г. Нижний Новгород

Лицей № 38 г. Нижний Новгород

Лицей № 15 им. Ю.Б. Харитона г. Саров.


Почему лицеи традиционно являются победителями вышеприведенного и аналогичных рейтингов? В чем принципиальное отличие лицейского образования от гимназического и от обучения в общеобразовательных школах?


Своим мнением по этому вопросу поделился начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования Нижегородской области Виктор Николаевич Шмелев:


«В 60-е годы прошлого века одной из самых обсуждаемых тем был спор между физиками и лириками. К сожалению, жизнь показывает, что лирики этот спор проиграли. На сегодняшний день лицейское образование по факту получается более разносторонним.


Если взять призеров и победителей регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, то 45% из них- это обучающиеся лицеев, 35%- гимназий и школ с углубленным изучением отдельных предметов. Лицеисты на голову обходят гимназистов в таких предметах как физика и математика, они конкурентоспособны в таких предметах как языки, гуманитарные науки. Если брать гимназистов, то картинка получается противоположная. Гимназисты обходят лицеистов по качеству подготовки по литературе и русскому языку, но абсолютно не конкурентоспособны в предметах точного цикла и естественнонаучного цикла.»


В канун Дня Лицея-2016 директора нижегородских лицеев, попавших в общероссийский рейтинг, рассказали о традициях и последних достижениях своих учреждений.


Лицей № 82


О работе одного из старейших нижегородских лицеев рассказывает заместитель директора лицея № 82 Сормовского района Галина Витальевна Жохова:


Лицей 82«Лицей № 82 имеет 130-летнюю историю. История лицея идет от церковно-приходской школы, открытой при Сормовском заводе. Уже тогда в программе школы было заложено ремесленное и геометрическое образование. Конечно, интеллигенция Сормова старалась, чтобы дети учились в этой школе. Традиции, основанные в лицее давно, работают очень эффективно и сегодня – и на уровне кадров, и на уровне технологий.


Лицей нередко становился обладателем наград и почетных мест. В 60-е годы прошлого века мы представляли школу на ВДНХ. В последние годы школа входила в ТОП-500 и Топ-200 лучших школ России.


Сегодня вся среда, созданная в лицее, нацелена на то, чтобы найти в ребенке тот потенциал, который даст ему возможность реализовать себя в самых разных направлениях, независимо от того, одаренный ребенок или нет. Программа лицея не случайно называется Обогащенная Образовательная Среда как способ повышения качества лицейского образования, как поддержка и развитие одаренного ребенка. При этом работа с детьми начинается с начальной школы.


В лицее в последние 10 лет благодаря директору Нине Германовне Харитонкиной ведется междисциплинарное обучение. Дети углубленно изучают математику, физику, информатику, а с этого года в 8 классе мы открыли расширенное обучение химии и биологии . Несмотря на такой обширный веер возможностей, математика является обязательным предметом углубленным, в любом из этих классов. Например, у нас есть класс с углубленным изучением экономики и математики. В нем экономика изучается не как социально-экономическая наука , а на основании математических тенденций, формул и т.п. Это и есть междисциплинарное обучение, к которому мы пришли через интеграцию разных предметов.


В лицее очень активно развита внеурочная деятельность. Так, в нашем лицее одном из первых начали заниматься робототехникой, а в этом году учащиеся 6-х классов поедут на международную олимпиаду в Катар. Активно работает кружковая деятельность, полным ходом ведется подготовка к олимпиадам.


Особенную ценность представляет педагогический коллектив. Директор лицея Нина Германовна Харитонкина является потомственным учителем. Вообще, потомственные учителя – это лицо нашей школы. Кроме того, у нас работает много выпускников, а ведь если математик пришел работать в школу, которую он сам закончил, преподавать он будет на другом, более высоком уровне.


Родители наших учеников испытывают гордость за регулярное присутствие школы в различных рейтингах. Но это налагает и большую ответственность на весь коллектив.


Лицей № 38


О работе технического лицея № 38 рассказала директор лицея Ирина Дмитриевна Кучерова:


«Лицей № 38 – учреждение уникальное. В нем обучаются дети 9-11 классов. Лицей начал создаваться 24 года назад. Наряду с городской администрацией его соучредителями стали высшие учебные заведения Нижнего Новгорода. В этом выражался заказ ВУЗов на будущих абитуриентов.


Мы учим ребят со всего города и даже с близлежащих районов. Наша миссия – дать возможность реализовать свои профильные намерения детям Нижнего Новгорода , которые обучались в гимназиях, но решили поменять свой профиль на технический, а также детям из общеобразовательных школ, где нет возможности углубленно изучить физику и математику.


Лицей попал в рейтинг ТОП-500 школ в в этом году и два года назад. Наши ученики всегда показывают достойные результаты и для нас это, безусловно, показатель качества образования.


Лицей 38Конечно, у нас есть свои проблемы: нам приходится работать с совершенно разными детьми, так как физику и математику в разных школах изучают на разном уровне. Перед преподавателями стоит задача выровнять всех детей , дать им такой уровень знаний, чтобы они смогли успешно сдать и ГИА и затем прийти в 10 класс . Это непросто, но лицей как сложившееся учреждение имеет свои технологии, свои наработки , и, что немаловажно в нашей работе – хороший педагогический коллектив – опытный, профессиональный, всегда стремящийся к развитию , к инновации.


По просьбе родителей мы с прошлого года начали осуществлять набор в 8 класс. Для нас это не является приоритетным, пока это проба, мы можем набрать один, максимум два класса. Но мы увидели, желающих прийти к нам в лицей – большое количество. Значит, востребованность в качественном образовании есть.


В Нижнем Новгороде и Нижегородской области немало и других достойных лицеев: лицей № 40, лицей № 165, лицей № 36, Центр одаренных детей, лицеи № 3 и 15 города Саров, чьи ученики регулярно занимают призовые места на всероссийской олимпиаде школьников и на международных олимпиадах.


Многие эти образовательные организации являются неоднократными победителями приоритетного национального проекта Образование, получателями гранта губернатора Нижегородской области , имеют штандарт губернатора за работу с одаренными детьми.


В этот праздничный день хотелось бы пожелать всем лицеям дальнейшего развития, внедрения современных методик и сохранения лидерских позиции в деле воспитания достойных, высокообразованных, всесторонне развитых и духовно богатых учеников.

чтобы присоединиться к дискуссии!