Новости Репортаж недели 12:08, 07 Сентября 2015
0

Что нужно знать о программах начальной школы?

-Светлана Константиновна, как родителям сориентироваться в многообразии программ начальной школы, особенно, когда у них есть выбор, в какой класс отдать ребенка?

-В Нижегородской области большинство школьников начальных классов обучаются по учебно-методическому комплексу (УМК) «Школа России». Это традиционная программа, которую учителя давно знают, а потому с удовольствием по ней работают. И хотя сегодня учебники и рабочие тетради сильно изменены по сравнению с «достандартными» временами, основа программы «Школа России» осталась прежней. Как показывают исследования, предметные результаты (т.е. результаты усвоения конкретных знаний в рамках отдельного учебного предмета) учащимися по УМК «Школы России» достигаются на хорошем уровне.

Однако в 21 веке этого не достаточно. Помимо предметных результатов обучения сегодня оцениваются метапредметные и личностные. Метапредметные результаты подразумевают оценку того, насколько ребенок способен быть учеником, насколько у него развита учебная деятельность, способен ли он сознательно и активно присваивать новый социальный опыт. К сожалению, в нашей традиционной школе особое внимание уделялось предметным результатам, а метапредметные достигались, прежде всего, в системах развивающего обучения. 

Сегодня это задачи стремятся реализовать и другие УМК - «Гармония», «Начальная школа XXI века» и другие. «Гармония» является второй по распространенности в Нижегородской области программой обучения в начальной школе. Это очень достойный УМК, дети демонстрируют хорошие результаты почти по всем направлениям. Однако иногда родителей (не учителей!) смущает обучение русскому языку, особенно в 1-2 классах. Вызывает непонимание использования транскрипции, родители переживают, что дети могут стать недостаточно грамотными. Но ко второму классу родители, как правило, понимают, что дети усваивают основные законы русского языка, умеют слышать звучащие слова и соотносить их с написанными. Вообще нужно отметить, что некоторые современные учебники построены не совсем традиционно для родителей. Нам кажется, что наши дети должны учиться так, как учили нас когда-то. Но это неверно, поскольку мы сегодня живем в другом обществе и не знаем, в каком будущем будут жить наши дети. А готовить детей для нашей прошлой жизни – неразумно.


Можно представить современных родителей и учителей в образе лука, а детей – в виде стрелы, и наша задача - правильно задать направление движения стреле, которая полетит и будет достигать цели самостоятельно. Значит, очень многое зависит от совместных усилий учителей и родителей в современном образовании детей, где особое место занимают не столько знания, сколько способы деятельности. Ведь кто такой способный человек? Это человек, который владеет СПОСОБАМИ. А слово «способ» в русском языке произошло от слова «помощь». Поэтому мы должны нашим детям дать способы, а способы относятся в первую очередь к метапредметной области. Если ребенок не способен к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, не умеет анализировать и сравнивать, если он не привык цели и понимать способы их достижения , то нет уверенности, что он станет в сегодняшней жизни успешным. Когда родители будут работать с детьми по новым учебникам и тетрадям, они должны с детьми всегда обсуждать цели и задачи хотя бы на примере некоторых заданий: «Как ты думаешь, а для чего нужно это упражнение, чему оно поможет? Ведь мы учимся не только решать конкретную задачу, мы учимся думать на ее примере». Ребенок способен это понимать с первого класса, и многие современные УМК направлены на то, чтобы ум ребенка был не только «хорошо наполнен», «но и хорошо устроен».


Одна из лучших систем обучения в начальной школе – система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. К сожалению, когда-то был создан миф о том, что по ней могут заниматься только очень способные дети. Уверяю вас, что это не так. Родителям, чьи школы выбрали систему Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова, можно пожелать не пугаться. Для учителей, работающих по данной системе, характерен особый уровень осознания и особый подход. Они являются победителями в самых различных конкурсах. Дети, обучающиеся по данной системе, становятся более активными и более самостоятельными в своем мнении. Не всем родителям это нравится, не все учителя основной школы готовы легко принять учеников, выращенных в этой системе, однако система действительно перспективная и дающая отличные результаты.


«Начальная школа 21 века»,
более известная как система Виноградовой. Те учителя, которые начали работать по ней, поняли ее, и, как правило, от нее не отказываются. Программа достаточно интересная. Не всегда учителей удовлетворяет математика, но сегодня у всех школ есть право заменять отдельные учебники.


УМК «Перспектива».
Издается в том же издательстве, что и «Школа России». По сути - это развитие идей «Школы России». В Нижегородской области есть классы и школы, которые по ней работают, но их немного.


УМК «Планета Знаний».
Учебники данного УМК созданы учителями или бывшими учителями и являются практико-ориентированными пособиями. Это стабильная, программа, по своему охвату школ она занимает небольшую нишу.


Хорошее распространение в Нижегородской области имела система Л.В.Занкова. К сожалению, в настоящее время она исключена из перечня учебников, но это временно. Мы надеемся, что с 2016-17 года эта система вернется в начальную школу. Те ученики, которые уже начали учиться по этой системе, доучиваются, им это право гарантировано законом, однако вновь брать детей обучаться по системе Л.В.Занкова школы пока не могут.


УМК «Школа 2100», известный как система Бунеевых. Они были инициаторами этой системы, в свое время это было новое слово в нашем начальном образовании. К сожалению, эти учебники сейчас также ушли из федерального списка. Данную систему брали те школы, которые хотели обеспечить преемственность между начальной и основной школой, поскольку в УМК «Школа 2100» учебники рассчитаны на все школьные годы. В рамках данного УМК разработаны интересные технологии работа с различными видами информации, которые можно использовать и в других комплектах.


-Светлана Константиновна, прокомментируйте, пожалуйста, исключение учебников математики автора Л.Г.Петерсон из федерального перечня учебников.


-Учебник математики Л.Г. Петерсон ни в один УМК не входил. Школы охотно заменяли им учебники математики в других комплектах, поскольку учебник очень продуманный и всегда давал хорошие результаты. К сожалению, 28 февраля 2014 года научно-методический Совет Минобрнауки установил, что учебники «Математика» 1-4 класс, автор Петерсон Л.Г. были внесены в Минобрнауки России с отрицательным заключением педагогической экспертизы, выданной Российской Академией образования, и решил не рекомендовать учебники Л.Г.Петерсон к включению в федеральный перечень учебников.


-Как распределяются программы между школами и классами? Кто принимает решение, по какой программе будет учиться каждый класс?

-Сегодня каждая школа имеет право выбора. В выборе программы принимает участие учитель начальной школы и директор или завуч или методическое объединение учителей данной школы.


-Если ребенок переходит в другой класс или школу, где обучение ведется по иной программе, возникнут ли проблемы преемственности?

-Если дети переходят из одного класса в другой в начальной школе, это не всегда легко. Но все реально. Могут возникнуть трудности, потому что в разных программах по-разному выстроена логика развития научных знаний в том или ином предмете. Поэтому если вы переводите ребенка в класс с другим УМК, за лето обязательно нужно посмотреть новые учебники, сравнить с теми, которые были в предыдущем классе, и постараться ребенка перестроить, позаниматься с учетом требований нового УМК. Не забудьте обязательно посоветоваться с новым учителем, получить его рекомендации, не бросайте процесс на самотек.

И еще один совет для родителей, которые хотят помогать своим детям. У каждого ребенка могут быть свои психологические особенности, выражающееся в разном восприятии учебного материала. Забегайте немного вперед на первых порах. Тогда по пройденной колее ребенку будет проще осваивать новый материал. Я советую не столько повторять то, что уже изучили, сколько заглядывать немного вперед.


-Светлана Константиновна, что бы Вы хотели посоветовать родителям школьников в начале учебного года?


-Родителям надо помнить, что мы сейчас даем образование детям, которые будут жить в том будущем, которого мы не знаем. Для родителей важно обладать умением предвидеть будущее, понимать не то, КЕМ они хотят видеть своего ребенка, а прежде всего КАКИМ. Важно, чтобы ребенок адаптировался в любых условиях. А значит, каким он должен быть? Компетентным человеком с определенным уровнем коммуникативных способностей, человеком, который способен постоянно учиться. Ребенок должен учиться понимать, что ему в этой жизни нужно в плане образования и как ему этого достичь. Если этого не будет, то багаж знаний мало что ребенку даст.

Родители должны понимать, что сегодня учебники совсем другие, помимо учебников есть рабочие тетради. Сейчас получают распространение электронные учебники, в нашей области они тоже скоро будут входить в использование. Это будет другой уровень образовательного процесса, поскольку вовлекаются другие средства обучения, в т.ч. интерактивные.


Нужно каждый день спрашивать ребенка: «Что ты делал сегодня в школе? Какой тебе урок был интересен? Что у вас было?» Нужно задавать эти вопросы так, чтобы ребенок оказался в позиции человека, который сам выстраивает свою учебную деятельность. «А меня по-другому учили, покажи, а вас как учат?» Родителям не стоит стесняться спрашивать у учителя, заходить на самые разные педагогические сайты, учительские форумы. Можно обращаться на кафедру начального образования в НИРО, мы всегда готовы помочь!


И еще: доверяйте тем знаниям, которые даются в современных учебниках. В большинстве учебников логика изложения информации выверена и экспериментально доказана. Обязательно смотрите не только учебник, но и рабочую тетрадь.


-То есть родителям нужно участвовать в учебном процессе вместе с детьми? Большая вовлеченность родителей в учебный процесс - это хорошо?


-Я считаю, что это хорошо, это еще один повод для общения с детьми. Это проживание совместной жизни, только при этом родителям не нужно раздражаться. Детей нужно прежде всего любить. Находите, как создавать ребенку ситуацию успеха. Например, он криво написал целую строчку, но одна единственная буква у него получилась красиво – обязательно похвалите ребенка за нее! Возьмите кальку, нарисуйте ее еще. Если у ребенка не получилось, скажите: «Ты старался!». Ни в коем случае не говорите: «Дворники тоже нужны». Ребенок должен получать удовольствие от учебы – родители могут это создать.


В глазах родителя не должно быть тоски, а должна быть искренняя заинтересованность, родители должны любить учиться вместе с детьми. Должны читать одни и те же книги. Почему сегодня дети не любят читать? Потому что часто они не видят ни одной книги в доме, только журналы и газеты или справочники. Либо если родители читают, то никак не привлекают к этому детей. Например, я в свое время читала все, что читали мои дети. У нас всегда был повод для разговора с детьми. С детьми нужно жить одной жизнью. Главная задача родителей не в том, чтобы обеспечить физические условия существования ребенка, главное – это воспитание души.

чтобы присоединиться к дискуссии!