Новости Репортаж недели 17:30, 20 Апреля 2015
0

Объединение детских садов и школ: как и почему


Какие школы и садики подлежат объединению?
Так что такое оптимизация? 
Что будет с сотрудниками объединенных учреждений?

На брифинге, который 16 апреля 2015 года провела заместитель главы администрации Нижнего Новгорода Мария Холкина, журналистам подробно рассказали, как происходит оптимизация детских садов, что будет со школами Нижнего Новгорода, а также и с учреждениями дополнительного образования.

Прежде всего, Мария Михайловна познакомила всех с такими цифрами:

В системе образования Нижнего Новгорода 561 образовательное учреждение. Из них школ - 186, детских садов – 339, остальные – учреждения дополнительного образования: музыкальные школы, школы искусств, спортивные школы и т.д. В школах обучаются 111 тысяч детей, а детские сады посещают 63 тысячи. Всего - 174 тысяч детей.
С 2014 года все школы Нижнего Новгорода, согласно федеральному законодательству, перешли на финансирование по нормативно-душевому принципу. Т.е., сколько детей обучается в школе, столько денег получила школа. Это деньги идут и на зарплату педагогам, и на приобретение и модернизацию оборудования. Обучение одного ребенка стоит в среднем 35 тысяч рублей. Чем больше детей в школе, тем больше она получает денег, и тем больше останется денег на развитие учреждения.



Какие школы и садики подлежат объединению?



Как объяснила заместитель главы администрации Нижнего Новгорода, у нас существует такая географическая и историческая данность, что некоторые школы пустеют. Например, если в 40-х, 50-х, 60-х гг. жилой массив в районе Станкозавода был бурно развивающимся – на заводе работало много людей, в школе училось большое количество детей, - то теперь, когда производство за последние 20 лет сократилось, микрорайон вымирает, такого количества рабочих нет, школы пустуют, детсады пустуют, но здания стоят. Что с этим делать? Вот здесь и нужна оптимизация. Но насколько массовое явление – пустеющие школы в Нижнем Новгороде?

Мария Холкина привела такие цифры: в Нижнем Новгороде из 186 школ в одной учится до 100 человек, в 12 школах учатся от 100 до 200 человек, еще в 12 школах учатся от 200 до 300 человек, в 29 школах - от 300 до 500 человек, в 39 школах - от 500 до 700, в 45 - от 700 до 900, и всего лишь в 31 школе города учатся от 900 человек и выше.

Экономический эффект, по подсчетам специалистов, достигается в школах, где учится более 600 детей. Если в школах учащихся меньше 600, они еще не называются малокомплектными, но это те школы, которые экономически не состоятельны. Почему? Потому что здание школы рассчитано на 1000 учащихся, его нужно содержать, кроме педагогов, нужно содержать технический вспомогательный персонал: завхоза, слесаря, электрика и т.д. Но деньги на школу теперь выделяются в соответствии с количеством учащихся! А в классах такой школы вместо нормативных 25 человек учатся, например, 17 или даже 14 человек. И на такое количество учащихся должен быть полный комплект педагогов по всем предметам, которым из тех же денег нужно платить зарплату. Понятно, что недобор учеников в школе становится экономически неэффективным.

«Вот, когда мы проанализировали все это, - рассказала Мария Михайловна, - у нас в сентябре 2014 года произошел некий взрыв. Директора не ожидали такого экономического эффекта. И получилось, что на зарплаты по городу не хватало 231 миллион рублей. Это круто! Сейчас, когда прошло достаточно большое количество времени, директора все поняли - вот так действует новая система. Теперь директор не может позволить себе завуча на полставки, который ведет еще ОБЖ 4 часа в неделю. Получилось так, что когда мы стали изучать штатные расписания, для нас открылись такие удивительные перекосы! Если норматив рассчитывает, что в штатном расписании школы допустимо 30% административно-технического, вспомогательного персонала, а 70% - должны быть педагоги, то мы увидели, что есть школы, где это соотношение 50 на 50 и даже 60 на 40. То есть что получилось?

В соответствии с майским Указом Президента 2012 года о повышениях заработной платы, мы боремся за то, чтобы у педагогов было повышение зарплат, и каждый год мы их наращиваем. Я могу сказать, что в 2011 году у нас средняя заработная плата педагога была 13 тысяч рублей, а уже в 2014 году - 27 тысяч рублей. У кого-то меньше, у кого-то больше, но рост зарплат педагогов достаточно заметный. Они ощущают это на себе. И если педагоги жалуются, что роста нет, мы разбираемся. И оказывается, что, например, учитель физкультуры имеет нагрузку 11 часов в неделю. О каком росте тут можно говорить?»

Точно такая же история, как отметила Мария Холкина, происходит с садиками с 2015 года, когда началось подушевое финансирование. Содержание одного ребенка стоит 63-65 тысяч рублей. Оно больше, чем в школе, т.к. тут и питание другое, и уход другой и т.д. И проблема с садиками несколько другая. «25% детских садов Нижнего Новгорода - 4-групповые. Всего 4 группы! – объясняет заместитель главы администрации. - Но, заведующая должна быть? Должна. Методист должен быть, кастелянша - выдавать белье, дворник, слесарь, повара... Т.е., персонал нужен, а группы всего четыре. Что делать? Нужна оптимизация!»


Так что такое оптимизация?



Как разъяснила Мария Холкина, это необходимое объединение на уровне юридических лиц. Раз мелкие школы и детские сады поодиночке не выживают, значит, надо из двух юридических лиц – двух школ или детских сада - сделать одно.

«Т.е., мы не трогаем ни здания, ни детей, ни педсостав, - уточнила Мария Михайловна. - Здания те же, педагоги те же, мы работаем только с оформлением документов. Например, у нас есть садики, что называется, «забор в забор» - два юридических лица, которые имеют каждый своего заведующего и весь состав. А мы объединяем их в один, и у нас получается одно юридическое лицо не с 4-мя группами, а с 8-ю, но с одним директором или заведующим, одним методистом и т.д., и они выживают. Никого из зданий никуда не переводят! Идет работа только с юридическими лицами, с документами. Т.е., взяли учреждения, которые рядышком расположены, чтобы было понятно и родителям, и детям, и педагогическому коллективу, и объединили их в одно юрлицо. Номер детский сад будет иметь тот, который был у садика, к кому юридически присоединяется».

Оптимизация школ выглядит следующим образом. Например, две школы находятся между собой на расстоянии 800 метров. Обе школы не заполнены. Когда их объединят, это будет одно юридическое лицо, где в одном здании будет размещаться начальная школа, а в другом - средняя школа. Таким образом, кроме экономического эффекта, будет и еще один очень важный момент – все школьники смогут учиться только в первую смену.


Что будет с сотрудниками объединенных учреждений?



На этот вопрос заместитель главы администрации Нижнего Новгорода ответила так: «Сокращению в данном случае подлежат только те ставки, которые дублируются. Повара, например, останутся - не будет же повар бегать из одного здания в другое. Но зачем два дворника, когда он убрался за 4 часа на одной территории и ушел? Или, что такое социальный педагог? Есть такие, которые работают понемножку, скажем, по 4 часа, в разных местах. Здесь мы тоже будем смотреть - нужен один или два социальных педагога в объединенных детсадах – смотря, какой контингент и какая у них нагрузка. Или дефектолог? Он же не занимается с каждым ребенком в садике. К тому же, у детей в садике строгий режим, т.е. дефектолог не занимается с детьми, когда они обучаются, едят или спят. Есть такое понятие - незагруженный.

Что будет с заведующими? Понятно, что, если объединяются 4 детских сада, как, например, в Автозаводском районе, где объединяются ДОУ №№ 103, 36, 42 и 99, то мы выбираем из 4-х заведующих одну, которая молодая, перспективная, инициативная, у которой есть все возможности, чтобы развить это предприятие и потом нарастить какими-то интересными идеями: квотами, проектами и т.д. Однако, если мы видим, что в свои 62 года заведующая еще фору даст 40-летним, то мы говорим: остаешься, работаешь и учишь себе смену, передаешь все свои знания и умения. Мы боремся за то, чтобы ни один ценный кадр из системы образования не ушел. Мы ведем персональную работу.

С сентября 2014 года, когда все началось, исключено из штатных расписаний 780 единиц - это те вакансии, которые были мертвой ношей, либо какие-то кривые совместительства. Ни одного человека не сократили, а исключили только должности. Экономический эффект это дало 78 миллионов рублей».

Постановление об оптимизации детских садов подписано главой администрации Нижнего Новгорода в начале апреля, сейчас началось информирование всех и юридическая работа: надо переписать устав, зарегистрировать вновь образовавшееся учреждение и т.д. Постановление об оптимизации школ пока в стадии доработки.

Всего же в оптимизации будет задействовано 29 школ Нижнего Новгорода, 69 детских сада и 8 организаций дополнительного образования. Таким образом, из 106 организаций задействованных в оптимизации, на выходе получится 54. 

Обсудить тему объединения школ и детских садов можно на форуме нашего сайта.


чтобы присоединиться к дискуссии!