Новости Репортаж недели 15:15, 02 Февраля 2015
0

Зависимость ребенка от компьютерных игр


В каком возрасте знакомить ребенка с компьютером
Какие игры полезны, а какие вредны
Как избежать игромании
Как преодолеть зависимость от компьютерных игр


В 2014 году граждане России подали свыше 139 тысяч обращений с жалобами на контент в интернете, представляющий опасность для жизни и здоровья детей, из них 41,7 тысяч записей были признаны опасными и удалены из сети. Заблокирован доступ к шести тысячам опасных интернет-ресурсов. Однако, существуют игры, которые устанавливаются непосредственно на компьютер, и которые также несут вред психике и здоровью ребенка. Кроме того, само постоянное «зависание» за компьютером характеризуется как зависимость. Как же заметить, что ваш ребенок становится зависимым? И какие игры для него полезны, а какие опасны?


В каком возрасте знакомить ребенка с компьютером



Компьютерные игры, как, впрочем, и все остальное в жизни, имеет две стороны. И нет смысла насильно уводить детей от экрана, вызывая тем самым еще большее желание получить запретный плод. Анна Ларкина, старший контент-аналитик "Лаборатории Касперского", рассказала о том, какие игры предлагать ребенку в зависимости от его возраста:

3 - 5 лет. Тачскрин лучше кнопок

Обычно ребенок начинает интересоваться планшетом примерно в два года. В этот момент и нужно устанавливать правила. Важно начать контролировать время, проводимое ребенком за играми. Есть игры для малышей, которые не только не вредят, но и помогают развивать разные навыки.

Для совсем маленьких рекомендую игры на планшете или телефоне - малышу проще пользоваться тачскрином, а не клавиатурой.


5 - 6 лет. Знакомство с консолями

К 5 - 6 годам можно обратить внимание на игровые приставки, такие как Nintendo Wii и Wii U, Xbox 360 и One, Sony PlayStation-3 и 4, портативные PS Vita и Nintendo ds/3ds.

Они больше подходят для детей дошкольного возраста, чем игры на PC. Во-первых, втайне от родителей установить игру на PC куда проще, чем на консоль. Выбор игр для консоли полностью контролируется родителем. Во-вторых, на приставке можно играть вместе с ребенком, что станет еще одним видом общения. В-третьих, это дает возможность играть в подвижные игры всей семьей.

Есть игры, которые способствуют развитию творческого начала у ребенка. Например, игра Tearaway (по-русски - "Сорванец") на PS Vita предлагает собирать бумажных героев. Их можно распечатать на принтере, а потом склеить фигурки.

На Wii, Wii U, на Xbox 360 и One с Kinect есть масса спортивных игр. Например, серия игр Just Dance позволяет танцевать всей семьей. А Wii Sport Club - это набор игр, где необходимо оттачивать движения для игры в теннис или бейсбол.

После 6 лет. Персональный компьютер

Персональный компьютер (PC) хорош тем, что в нем можно настроить родительский контроль. Он ограничивает время игры и фильтрует интернет-сайты по разным тематикам.


Какие игры полезны, а какие вредны



Игра

Диски с играми, которые продаются в магазинах, маркируются специальными знаками: 0+, 6+, 12+, 16+, 18+, где цифры соответствуют возрасту. Конечно, выбирайте обучающие или развивающие игры. На некоторых коробках так и написано: "Обучающая игра", например Let’s learn English. Существует много игр, в которых игровой процесс построен так, что нужно включать мозги.

Есть игры, которые учат писать, читать, считать, знакомят с природой, животным миром, географией. Есть игры, в которых можно собирать пазлы, игры на развитие внимания у ребенка. Развивающих игр много. Их можно купить в магазинах или через интернет.

Жанры

На игровых сайтах обычно есть специальный раздел "Игры для детей". Для маленьких лучше головоломки, пазлы, музыкальные игры и обучающие игры. Детям дошкольного и младшего школьного возраста подойдут спортивные игры и приключения. Для школьников постарше - стратегии. Шутеры (стрелялки), файтинги (драки) и слэшеры (истребление противников) вряд ли подойдут ребенку до 16 лет.

MMORPG? Ни в коем случае!

MMORPG - массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра. К этому жанру относятся такие игры, как знаменитые World of Warcraft и Lineage. Игровой процесс подразумевает взаимодействие с другими персонажами, прокачку своих персонажей, часто приходится тратить реальные деньги на игровые предметы. Игры эти не имеют логического сюжетного конца, в них можно играть бесконечно. И оторваться бывает крайне сложно.

Что еще в черном списке?

Есть игры, которые необходимо помечать не просто 18+, а еще и аннотацией про крайне жестокий сюжет. К таким играм относится, например, Manhunt и Manhunt-2. Игра полна насилия и ненависти, а атмосфера игры может довести до депрессии даже взрослого человека.

Многие игры страшны не столь количеством кровавых сцен, сколько самой атмосферой. Например, Pinumbra - здесь необходимо решать головоломки и убегать от ужасных существ с топором.


Как избежать игромании


Сформируйте у ребенка установку: компьютер - не игрушка, а инструмент для работы (детской работой является саморазвитие, поиск и отбор информации для пополнения багажа знаний, получение доступа в закрытые для реального посещения интересные объекты - музеи, выставки, концерты, страны и т. д.).

Строго регламентируйте время взаимодействия с компьютером.

Если вы замечаете признаки компьютерной зависимости, постарайтесь не устраивать сцен, а в выходные, в отпуске больше времени проводите с ребенком. И, главное, найдите интересное дело, которое заинтересует ребенка и явится альтернативой компьютерной игре! Это может быть все что угодно - запись в спортивную секцию, авиамоделирование или, в конце концов, участие в реальных боях пейнтбола.

Вас должно насторожить, если:

• Ребенок проводит много времени за игрой, не в состоянии оторваться от нее даже ночью.
• Разговоры с друзьями, знакомыми, родственниками сводятся к обсуждению игровой тематики.
• Идентифицирует себя с игровым персонажем.
• Использует игры для достижения эмоциональной разрядки и снятия напряжения.
• Игра входит в привычку, ее отсутствие вызывает дискомфорт. Игровой наркоман проявляет тревожность, нервозность, эмоциональную зажатость (эти состояния могут выражаться в усиленной моторике ног, пальцев рук).
• При просьбе родителей прекратить игру геймер проявляет резкий негативный отказ, агрессию.
• Нарушается питание (вплоть до полного отсутствия аппетита).
• Неряшливость, невыполнение необходимых гигиенических процедур, отсутствие внимания к себе.
• При глубоких стадиях зависимости социальная действительность, окружающий мир становятся блеклыми, в то же время как за игрой рождается чувство полноценности жизненных впечатлений, яркости красок, личностного обогащения.
• Перенос игровой действительности в реальный мир (неадекватные суждения о смерти, наличии сверхъес­тественных способностей).


Как преодолеть зависимость от компьютерных игр



Почему ребенок становится зависимым от компьютерных игр и вообще от интернета, объясняет психолог Надежда Теплякова:

— Компьютерная зависимость относится к аддитивному виду поведения. Это уход от реального мира в виртуальный. Причины разные, как у взрослых, так и у подростков. У детей основными предпосылками являются нарушение детско-родительских отношений и проблемы в школе. Неумение решать проблемы, с которыми столкнулся в реальном мире. Происходит уход в мир виртуальный, где все гораздо проще, где можно стать героем, менять роли, быть разным.

— Есть ведь интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр?

— Это лишь виды, но знаменатель общий. Например, взрослые зачатую глубоко погружаются в информацию, изучают определенные сайты, переходят с одной странички на другую или находят себя в социальных сетях, бесконечно общаются. Таким образом уходят от бытовых, домашних или рабочих проблем. У детей более распространено увлечение играми, хотя и социальные сети тоже вызывают огромный интерес. Бывает, что люди сидят в трех метрах друг от друга и не могут наладить контакт, а через соцсети успешно переписываются. Взрослым игры также не чужды. Сейчас даже некоторые семьи из-за этого разваливаются, например, в связи с увлеченностью мужа «танчиками» или жены «зомбиками».

— Как бороться с компьютерной зависимостью у детей?

— Здесь главное, что каждый родитель ответственен за времяпровождение своего ребенка. Он должен понимать свою роль и проговаривать с ребенком время, отведенное компьютерной игре, общению в соцсетях. В школе педагог может только обозначить, что подросток стал плохо учиться, стал невнимательным, сидит, постоянно уткнувшись в телефон. А родители на своем уровне должны включать тактику сдерживания. Необходимо рассказать о своих чувствах детям, о переживаниях. В этом случае морали и жесткие, авторитарные запреты не помогут. Наоборот, у ребенка возникает сопротивление, он может назло искать другие способы доступа к компьютеру. Если разговоры по душам не дадут положительного результата, нужно обязательно обращаться к специалистам, ведь любая болезнь требует специализированного лечения, и зависимость от компьютерных игр не является исключением.

— Но ведь игра для ребенка считается естественным и даже полезным процессом.

— Да, в жизни ребенка игра имеет большую роль. С самого маленького возраста, особый пик с 5 до 11 лет, когда дети должны просто играть. Очень многие родители увлекаются какими-то развивающими методиками, учат писать в два-три года, водят на какие-то курсы, тратят деньги, а на самом деле в этом возрасте надо с ребенком максимально играть. Он тянется к человеку, который с ним играет, держит его внимание. Родители совершают ошибку, когда ребенок, не наигравшись в детстве нормальными играми, в подростковом возрасте уходит с головой в компьютерную игру. В юном возрасте у него было максимально раннее развитие, а процесса проигрывания не было, а это и есть предпосылка к зависимости. Давно известно, что для ребенка на каждой стадии развития является максимально полезным. Часто эти стадии родителями не воспринимаются всерьез. Они думают, что сами смогут скорректировать развитие своего чада, но ошибаются. Игра имеет огромное значение в жизни ребенка. Особенно полезны дворовые игры, сейчас они, к сожалению, не так популярны. В командной игре формируется умение взаимодействовать с партнерами, умение избегать конфликтов, есть возможность видеть реакции разных людей. Ведь где-то ребенок выигрывает, а где-то проигрывает, и на каждый момент он испытывает определенные эмоции, живые, а в компьютере это невозможно.

— Расскажите о каждой стадии и методах коррекции поведения ребенка.

— Увлеченность на стадии освоения — ребенок подключается к процессу из-за огромного интереса. Это знакомство с возможностями компьютера, с игрой, это очень захватывающий процесс. Признаки: долгое сидение у компьютера, высокая концентрация внимания, игра захватывает, не привлекает ничто другое, присутствует эмоциональное возбуждение во время или после игры. Я даже по своему ребенку знаю (ему десять лет), что после игры у него идет бурное обсуждение того, что там происходит. Вроде со стороны взрослого игра совершенно нелепая, а у ребенка она вызывает столько эмоций! Но эмоции у ребенка реальные, а мир — виртуальный.

Когда у нас возникают эмоции, мы их в деятельности должны выразить. Если это игра со сверстниками, то ребенок двигается, играет, например, в войнушку, бегает, прячется, стреляет. Все эмоции выражаются тут же. Опасность компьютерной игры в том, что эмоций много, а выхода нет. Ребенок после игры весь накрученный. Если родитель видит, что у ребенка такое состояние, то нужно сходить погулять, сменить обстановку, вид деятельности. Если его оставлять в таком состоянии, то эмоции накапливаются. В случае такого увлечения компьютером необходимо настаивать на соблюдении временного режима, предлагать ребенку что-то более интересное, переключить его на другой вид деятельности (помощь по дому, выполнение важного поручения и другое).

Необходимо проводить ненавязчивую цензуру игр (сайтов в Интернете), чтобы оградить от жестоких, психологически тяжелых игр. Самое главное, подросток должен участвовать в обсуждении, почему нужно сократить время на игру, почему не во все игры можно играть. Он должен не просто получить указание, а еще и быть услышанным: почему ему эта игра нравится, какие друзья с ним играют, почему нужно столько-то времени на это. Нужно собрать максимум информации, а затем в реальной жизни направить его в какую-то секцию или подтолкнуть к кругу общения, которого ребенку не хватает.

— Что происходит с ребенком на стадии состояния возможной зависимости?

— Это уже сильная погруженность либо в игру, либо в Интернет, либо в социальные сети. Как говорят, человек из компьютера просто не вылезает. Проводит за ним более трех часов в день, очень опасно, когда это три часа подряд. Ребенок сел и не отрывается от монитора. Обычно это происходит, когда он остается дома один. Происходит снижение интереса к учебе, падает успеваемость. Начинаются жалобы учителей на такое поведение. Они просят родителей принять меры.

Еще один признак — негативное реагирование на любые препятствия, мешающие компьютерной игре. Если ребенку запрещают помногу играть, то с его стороны начинается бурное реагирование, протесты. Он понимает, что его попросту лишают удовольствия. У ребенка сужается круг общения. Из друзей уходят те, кто не увлечен компьютером.

Физиологически признаки: пропадает аппетит, ухудшается сон, часто болит голова, начинаются проблемы с желудком, с позвоночником, со зрением, то есть целый комплекс медицинских проблем. В этом случае родителям необходимо проконтролировать, но ненавязчиво, другую деятельность ребенка. Как он ведет себя в школе, как посещает кружки или секции, нет ли прогулов. Уже желательно обращаться к психологу или специалисту по нехимическим зависимостям. Когда родитель сам не справляется с ситуацией, лучше не затягивать с привлечением специалистов.

— Как ведет себя ребенок на третьей стадии?

— Ребенок себя уже не контролирует. Он явно эмоционально неустойчив и при нежелательном прекращении игры может очень бурно реагировать либо, наоборот, уходить в депрессию и не реагировать никак. Подросток выглядит так, словно погружен сам в себя. На этой стадии возможны уходы из дома, чтобы поиграть в компьютерные игры у друзей или в клубе, происходит угасание интереса к общению, компьютер полностью заменяет друзей. В таком состоянии ребенок нуждается в квалифицированной помощи специалиста. Третья стадия может быстро перейти в стадию клинической зависимости, при которой потребуется помощь врача-психиатра в стационаре. Чтобы таких состояний не было, необходима информированность, чтобы родители понимали, что такая проблема существует.

— Каков главный совет родителям?

— На первом месте — родительская ответственность. Необходимо как можно больше вовлекать ребенка в игры реальные, на улице, с другими детьми. Если ребенок «зависает» у компьютера, то понять, почему это происходит, чего ему не хватает и где он может себя реализовать. Важно обсуждать это с подростком, делиться, чувствовать, узнавать, куда бы он хотел пойти в выходные. Может, ему что-то интересно, и он давно об этом говорил родителям, но его не услышали. Очень важно на уровне семьи друг с другом взаимодействовать. Бывает, что взрослые не слышат потребностей детей, разбегаются по углам, каждый уходит в свой виртуальный мир и там находит успокоение, удовольствие или же понимание. Нужно учиться слышать друг друга, тогда и зависимых от «железного интеллекта» будет меньше.



Использована информация с сайтов: PCWEEKКП.ua  и Сherinfo.

чтобы присоединиться к дискуссии!