Новости Репортаж недели 15:09, 12 Сентября 2014
0

Гармоничное развитие ребенка без ущерба для здоровья


Стоит ли записывать ребенка в кружки и секции
Что нужно учесть, выбирая кружок или секцию
Сон и режим
Питание

Осторожно - стресс!

 

 

Начался учебный год, и в кружки и секции выстроились очереди - родители ринулись всесторонне образовывать своих детей. И, если учащиеся средних и старших классов уже сами могут выбирать, чем и в каком кружке/секции им заниматься, то за младших школьников все решают папы и мамы. И слышишь там и тут горделивое: «Мой сын (дочка) посещает спортивную секцию, ходит в музыкальную школу, занимается в изостудии, а еще мы педагога по иностранному языку нанимаем». И кажется таким родителям, что они заслуживают большой похвалы за огромную заботу о ребенке. Но так ли это? Не получит ли перегруженный ребенок нервный срыв, букет комплексов или какое-нибудь хроническое заболевание из-за огромных перегрузок в угоду родительским амбициям? Может сыну или дочке было бы куда приятнее и полезнее порисовать вместе с любимой мамой, а не чужой тетей и погулять в парке с папой, а не бегать под окрики чужого дяди-тренера? Конечно, дети разные, и универсального совета, сколько секций и кружков нужно посещать нет. В каждом конкретном случае родителям придется взвешивать все "за" и "против".

 

 

Стоит ли записывать ребенка в кружки и секции

 

 

Итак, "ЗА":

 

1. Занятия в кружке или секции - это:

 

- смена вида деятельности. Если ваш ребенок посещает спортивную секцию, то школьная умственная активность здесь сменяется физической. Если это музыкальная школа или художественный кружок - творческой;

 

- смена стиля общения. Как правило, в кружках или секциях царит более неформальная обстановка, чем в школе;

 

- смена обстановки. Помещения, предназначенные для занятий с детьми, в детских клубах стараются оборудовать с учетом их интересов. Их оснащают играми, игрушками, материалами для творчества, спортивными снарядами.

 

Переключение поможет вашим сыну или дочери отдохнуть от утомительного учебного дня, справиться с накопившейся за день усталостью.

 

2. Занятия в кружке, секции - это способ организации досуга ребенка. Это один из наиболее частых аргументов "за", приводимых родителями. Действительно, кружки и секции нередко являются единственным способом организовать время после школы для тех пап и мам, которые работают и не могут сидеть дома с любимым чадом после уроков. У ребенка, посещающего внешкольные занятия, меньше шансов попасть в какую-нибудь беду на улице, натворить что-нибудь дома и приобрести вредные. Согласитесь, в кружке под присмотром руководителя ребенок в большей безопасности.

 

3. Занятия в кружке, секции - это общение. Родителям застенчивого, стеснительного ребенка психологи часто рекомендуют записать его в какой-нибудь кружок. Группы там обычно малочисленные, значит, стресс не столь велик, как, например, в школе, и не так страшно с кем-то познакомиться. Как правило, дети в кружке более схожи между собой, поскольку у них общие интересы. Это облегчает установление дружеских отношений.

 

4. Занятия в кружке, секции способствуют формированию ответственности, самостоятельности. Если ребенок хочет посещать любимый кружок, значит, он должен научиться запоминать и контролировать множество вещей сразу. Например:

 

- запомнить расписание занятий и вовремя на них являться;

- запомнить, собрать и принести все необходимое для;

- запомнить и самостоятельно выполнить данные руководителем домашние;

- организовать свое время таким образом, чтобы все успеть: и в школу сходить, и уроки сделать, и маме с папой помочь, и с друзьями пообщаться.

 

5. Занятия в кружке, секции способствуют развитию способностей. Здесь возможно несколько вариантов.

 

- первый вариант: вы точно знаете, к чему у ребенка способности. Тогда вы отдаете его в секцию, занятия в которой направлены на их развитие;

 

- второй вариант: ни вы, ни ребенок пока точно не определились, чем он хочет и может заниматься, или, возможно, ребенок не проявляет ярко выраженной одаренности в какой-либо конкретной области. Ничего страшного: пусть занимается в разных кружках, пусть даже меняет их периодически - в этом случае его способности тоже будут развиваться. Детей, лишенных талантов, не бывает. А потому не исключено, что, пробуя, вы обнаружите то, к чему у сына или дочки действительно имеется склонность.

 

6. Занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки.

 

Но тут есть некоторая опасность - заставить заниматься ребенка тем, к чему у него нет ни способностей, ни склонностей, ни желания. Возможно, вы мучаете уравнениями талантливого музыканта. Или заставляете рисовать способного шахматиста. Безусловно, родителям приятно, когда их ребенок успешно учится в школе. Безусловно, школьные знания полезны в будущей жизни. Но если что-то у вашего ребенка не получается, остановитесь на минутку и ответьте сами себе на вопрос: может быть, получится прожить и без этого?

 

Аргументы "ПРОТИВ":

 

1. Занятия в кружке, секции требуют дополнительного времени. Вряд ли ребенок в состоянии заниматься учебой весь день, ему все-таки нужен отдых.

 

2. Занятия в кружке, секции - это дополнительные нагрузки. Действительно, у ребенка они и так немалые. Требования к школьникам, количество изучаемых предметов, уровень сложности учебного материала растут. И это нужно учитывать. Выбирая ребенку кружок, следует соблюдать умеренность.

 

 

Не пытайтесь объять необъятное и записать сына или дочь сразу во много кружков. Ограничьтесь для начала одним, максимум - двумя. Если останется свободное время, ребенок всегда может пойти еще куда-нибудь.

 

3. Занятия в кружке, секции - это дополнительные нагрузки для родителей. Заниматься будет ребенок, а следить за всем (одеждой, расписанием) и делать домашние задания с ним будут родители.

 

4. Занятия в кружке, секции - это дополнительные расходы.

 

5. Ребенка кто-то должен отводить на занятия, а после их окончания - встречать. Иногда приходится не только ходить, но и добираться на общественном транспорте. Конечно, одного ребенка не отпустишь. Приходится маме и папе отпрашиваться с работы или просить помощи у бабушек и дедушек.

 

Итак, прежде чем загибать пальцы, подсчитывая количество кружков и секций, которые должен посещать ваш ребенок, взвесьте все за и против, исходя из темперамента, желаний и физических возможностей вашего ребенка.

 

 

 

Что нужно учесть, выбирая кружок или секцию

 

 

Начать, пожалуй, стоит с анализа того, к чему, на ваш взгляд, у вашего сына или дочки есть способности, склонности, что их интересует. Не обязательно, чтобы у ребенка был талант к чему-либо. Поскольку в большинстве случаев мы преследуем цель организации досуга ребенка, эмоциональной разрядки от накопившегося за день напряжения, иногда целесообразно выбрать вид деятельности, к которому у ребенка нет никаких способностей, но зато есть желание заниматься. Исключение составляют секции, для занятий в которых необходимо изначально обладать определенными способностями и навыками. Если у ребенка их нет, то его не возьмут, как бы велико ни было его желание.

 

Поинтересуйтесь мнением ребенка. Возможно, у него уже есть на примете какой-нибудь кружок, в который он хотел бы ходить. А может быть, он вообще ничего об этом не знает. Тогда вам придется объяснить, для чего это ему нужно, и рассказать о возможных вариантах, предложив на выбор самый привлекательный. Не стоит записывать ребенка в секцию, не посоветовавшись с ним. Конечно, дети не всегда в состоянии правильно оценить ситуацию и принять осознанное решение. Иногда им кажется, что они вообще ничего не хотят. Иногда ребенок выбирает что-то, что ему совсем не по силам, только потому, что там занимается одноклассник, на которого он хочет быть похожим. Но все же водить ребенка против его воли туда, куда он не хочет, не стоит: это не доставит удовольствия ни вам, ни вашему ребенку.

 

Если сын или дочка настаивают на своем, не соглашаются с вашими доводами, то возможен вариант, при котором вы уступите. Выбор кружка не столь ответственен, как выбор школы. В худшем случае ребенок вскоре бросит тот кружок, в который так рвался. Для него это будет полезным жизненным опытом: в следующий раз он будет более критично оценивать себя и внимательнее прислушиваться к советам родителей.

 

Целесообразно поинтересоваться, где занимаются друзья ребенка по школе, по двору. Ему будет комфортнее, если и внешкольные занятия будут проходить в его привычном круге общения.

 

Если вы примерно определились с секцией, пообщайтесь с преподавателем, руководителем кружка. Посоветуйтесь с родителями детей, которые там уже занимаются. Если есть возможность, поинтересуйтесь мнением самих детей.

 

Помните, что вы заботитесь о физическом, психическом, творческом, социальном развитии своего ребенка, а не об оценке вашей заботы о нем окружающих.

 

Какие кружки и секции есть в Нижнем Новгороде вы можете узнать в Справочнике нашего сайта в разделе «Кружки и скции».

 

Кстати, если дополнительное обучение ребенка вам пока не по карману, или вы не уверены, что ребенок серьезно заинтересуется и будет долго заниматься выбранным видом спорта или творчества, вы можете ознакомиться со списком и адресами «Бесплатных кружков и секций»  в нашем Справочнике.

 

Полный перечень действующих в Нижнем Новгороде учебных заведений, в том числе спортивных, творческих и прочих развивающих, вы можете найти в нашем Справочнике в разделе «Нижний Новгород - Образование».

 

Итак, количество секций и кружков определено. Но для гармоничного развития ребенка огромное значение имеют и другие стороны его жизни: режим дня и питания ребенка, а также отсутствие стрессовых ситуаций в школе и выбранных вами кружках.

 

 

Сон и режим

 

 

Дети с постоянным дефицитом сна хуже развиваются умственно и физически, чаще болеют и даже, по мнению медиков, дают неблагоприятную реакцию на прививки. Особенно важен здоровый сон для детей младшего возраста, его продолжительность должна составлять не менее 11 часов.

 

Вечером не разрешайте ребенку сидеть долго за компьютером или перед телевизором. Помните, что маленькие дети очень эмоциональны и для них подготовку ко сну лучше начинать примерно за час. Оптимальным временем засыпания считается промежуток от 22.00 до 22.30. В этом случае дети  крепче спят и быстрее просыпаются утром. Лучше всего  выработать особый  ритуал отхождения ко сну: например, делайте  ребенку по вечерам успокаивающую ванну с пеной, готовьте стакан теплого молока с бананом или читайте на ночь историю или сказку. Ребенок должен знать, что после ряда определенных действий он ляжет спать.

 

 

Питание

 

По данным Роспотребнадзора из-за неправильно составленного рациона свыше 30% российских детей страдают задержкой роста. Кроме того, основной причиной гастрита, входящего в типичный список «школьных болезней» является нерегулярное и несбалансированное питание. 

Приучите ребенка питаться регулярно, не менее 4 раз в день. Правильный полноценный завтрак может обеспечить ребенку высокую работоспособность на 3-4 часа. На завтрак можно готовить каши (рисовая, овсяная, гречневая) или цельнозерновые хлопья с молоком, а также сыр, яйца, фрукты и орехи. В качестве второго завтрака ребенку можно дать с собой йогурт, фрукты, сделать бутерброды из зернового хлеба с нежирным мясом (лучше предварительно запечь его дома). Донесите до ребенка необходимость съедать в школе суп и салат и не злоупотреблять чипсами, газировками и сладостями. А вечером желательно не перегружать желудок излишней работой перед сном. Овощи, рыба, мясо нежирных сортов (индейка, кролик) кисломолочная продукция неплохие варианты для ужина, причем желательно, чтобы он был не позднее, чем за 2 часа до сна.

 

Осторожно - стресс!

 

 

 

Врачами давно выявлена прямая зависимость между количеством хронических болезней, приобретенных школьниками во время учебы, и интенсивностью учебной программы. Перегрузку во время школьных занятий серьезно усугубляет плотное расписание, состоящее из дополнительных кружков и секций, которыми родители часто чрезмерно снабжают своих детей.


Поощряйте физические нагрузки, ведь  с началом учебного года у детей сокращается двигательная активность, а  от неё зависит не только нормальный рост ребенка, но и состояние его нервной системы.  Помните, что первые две-три недели детям бывает сложно сосредоточиться на учебном процессе, поэтому постарайтесь не перетруждать ребенка дополнительными занятиями в течение первого месяца учебы.

 

В течение дня обязательно выделите время для прогулок, в идеале их длительность должна быть около 2-3 часов в день, а в особенно загруженные дни выводите ребенка погулять хотя бы на полчаса перед сном. А если ему необходимо нормализовать сон или обрести уверенность перед важным уроком, а также адаптироваться в новом коллективе, можно прибегнуть к помощи школьного психолога.

 


Вопросы, затронутые в этом материале, можно обсудить на форуме нашего сайта в разделах ВоспитаниеО школьниках и больших детках и Дополнительное образование.

 

 

Использована информация: с сайта Адалин и подготовленная сотрудниками AG Loyalty.


чтобы присоединиться к дискуссии!