Новости Нижегородские новости 17:29, 29 Апреля 2009
299
0

"Нижний Новгород — столица цирка"

Новая программа «На грани экстрима» идет в Нижегородском цирке с 25 апреля. Разнообразные представления с завидной регулярностью сменяют друг друга на арене цирка, который вновь открыл свои двери 1 сентября 2007 года поле 23-летней реконструкции. Об истории и сегодняшней жизни этого культурного учреждения рассказал заместитель директора Нижегородского цирка Василий Танин.

— Василий Иванович, расскажите, сколько лет уже существует цирк в Нижнем Новгороде?

— Я хочу, чтобы делали разграничение: есть цирковое искусство, а есть цирк как здание, главный центр, в котором все развивается. Цирковое искусство в Нижегородской области в стационарном цирке стало развиваться в 1884 году. У нас были братья Никитины — русские продюсеры, которые первыми создавали цирковые программы с участием как зарубежных, так и русских артистов. И именно с Никитиных пошло развитие стационарных цирков в России, до них у нас в основном были зарубежные программы. Братья Никитины в Нижнем Новгороде построили сначала деревянный цирк, а потом, через четыре года, каменный. Каменный цирк просуществовал очень долго, и в нем после революции выступали ещё и советские артисты, потом цирк сгорел.

В 1964 году поставили цирк на том месте, где он находится сейчас. Это уже большой, современный цирк, который проработал около двадцати лет, а в 1984 году он был закрыт на реконструкцию. Была идея построить в Нижнем Новгороде большой цирк — с двумя манежами, со спортивным комплексом, со школой или училищем для цирковых артистов, со второй гостиницей, с бассейном и детским городком. Но произошла экономическая реформа, прекратил существование СССР, и реконструкция цирка затянулась на 23 года. Финансирование прекратилось, хотя реконструкция была выполнена уже процентов на 60%…

— Почему братья Никитины в первую очередь построили цирк в Нижнем Новгороде, а не в столице?

— Я считаю, что Нижний Новгород — столица циркового искусства в России. Во времена братьев Никитиных цирковое искусство существовало на ярмарках, в шапито, в уличных представлениях. Ещё были цыгане — с дрессированными медведями, с конными представлениями. Существовали также зазывалы, шуты на ярмарках и т. д. Эти представления были в основном на ярмарках, и братья Никитины свои первые шапито ставили на нашей Нижегородской ярмарке, так как она славилась и в России, и за рубежом, и носила постоянный характер. На каждой ярмарке были цирковые представления, так что нижегородцы привыкли к цирку, их можно было считать знатоками. Самые лучшие, самые первые программы были в Нижнем Новгороде. Поэтому братья Никитины построили здесь сначала деревянный цирк, а потом каменный. В Нижнем Новгороде стационарный цирк появился одним из первых в России. Конечно, первый цирк братья Никитины построили у себя в Саратове, но там такой популярности циркового искусства не было. В Нижнем Новгороде цирк был постановочный, то есть здесь программы не только играли для зрителей, но и ставили, репетировали.

— Есть какие-нибудь знаменитые программы, которые поставили в Нижегородском цирке?

— В 1980 году в России проходила Олимпиада, и цирковая программа для её открытия ставилась именно у нас, в Нижегородском цирке. То есть программу, которую увидел весь мир, первыми посмотрели нижегородцы. У нас побывали все ведущие артисты циркового искусства. Многие артисты — например, Юрий Куклачев — дебютировали здесь. Юрий Никулин часто бывал в Нижнем Новгороде, тогда ещё в Горьком, и любил выступать здесь. Он всегда говорил, что нижегородцы — очень требовательный зритель, но при этом очень благодарный. То есть когда наш зритель видел, что номер действительно хороший, аплодисментов он не жалел, реагировал очень эмоционально.

— Как развивалась цирковая жизнь в Нижнем Новгороде, пока цирк реконструировался?

— Это печальный момент в истории нижегородского циркового искусства, поскольку центра развития этого искусства не было, никаких представлений не проводилось. Развитие подрастающего поколения цирковых артистов пришло в упадок. Если ранее в каждом районе были студии, где дети с удовольствием занимались, то с закрытием цирка они постепенно тоже стали закрываться. За эти двадцать с лишним лет в Нижнем Новгороде были только заезжие программы, в основном артисты выступали в шапито. Но технология шапито и технология стационарного цирка разнятся. В своей зрелищности, масштабе, технических возможностях шапито, естественно, уступает. Когда мы обратились с письмом к губернатору Валерию Павлиновичу Шанцеву, он откликнулся, приехал, мы ему показали, что из себя представляло здание. Губернатор среагировал быстро, и уже практически через неделю после его посещения здесь состоялось рабочее совещание, после которого активно возобновилась реконструкции.

— Остались ли сейчас детские студии в Нижнем Новгороде, и не планируете ли вы создать такую студию при цирке?

— Студий детских сейчас практически не осталось. На Автозаводе студия поддерживается благодаря семейной династии цирковых артистов, которые собирают детей и занимаются с ними. Они предоставлены сами себе и выживают, как могут. Есть две студии в Дзержинске, которые живут благодаря поддержке заводов, есть — в Павлово. Была студия в Арзамасе, но новое руководство предприятия, которое её поддерживало, не захотело продолжить финансирование, и студия закрылась. При возрождении нижегородского цирка, естественно мы захотели создать свою детскую студию. Уже есть желающие дети, есть техническая возможность, но, к сожалению, пока нет финансирования. Четыре года назад образовалось некоммерческое партнерство «Друзья цирка». Это объединение физических и юридических лиц, которое создано с целью поддержки развития циркового искусства в Нижнем Новгороде. Сейчас мы вместе ищем пути решения этой проблемы.

— А насколько нужна детская студия в Нижнем Новгороде?

— Что такое цирковое искусство? Это в первую очередь воспитание подрастающего поколения. Студии не обязательно готовят артистов-профессионалов, в первую очередь они развивают личность ребенка, а потом уже какая-то часть становится профессиональными артистами. В спортивных секциях, например, тоже не все становятся спортсменами, но они получают физическое развитие, закалку. В перспективе, если у нас получится открыть эту студию, то сначала мы начнем обучать детей акробатике, потому что это тот жанр, который входит в любой жанр циркового искусства, универсальный жанр. Мы уже нашли в Нижнем Новгороде двух мастеров, которые могут заниматься с детьми. Мы с ними переговорили, и они сказали, что с удовольствием стали бы работать здесь, в цирке. Но для этого нужен определенный инвентарь — хотя бы маты, на которые нужно около 400 тысяч рублей, что нам сейчас не под силу. Мы сейчас составляем списки желающих, есть уже около 30–40 человек, которые хотели бы заниматься. Вполне возможно, что мы сделаем две группы по 15–20 человек. Будет младшая группа, которая набирается с семи лет, и старшая — с 10–11 лет. Будет работать два преподавателя, один станет работать с начинающими, а второй — с ребятами, у которых уже есть какая-то подготовка.

— Помимо студии, что ещё Вы бы хотели создать в цирке?

— Мы планируем создать музей циркового искусства. В 2009 году исполняется 125 лет нижегородскому цирку. Мы сейчас подбираем фотоматериал, старый реквизит и т. д. У нас в цирке есть для этого помещение. Но на создание музея опять же нужны деньги, чтобы организовывать выставочные комплексы, приобрести выставочное оборудование. У нас есть большое желание, на месте мы не стоим, делаем для этого все возможное.

— Где в России можно выучиться на циркового артиста?

— На данный момент только в Москве есть цирковое училище, и то оно не сильно задействовано. Есть ещё в Казани, правда, оно не на базе училища, а на базе студи, но, довольно мощной. Её можно сравнить с училищем, но она не выдает дипломов об образовании. В советское время хотели создать в Нижнем Новгороде училище, но не успели, а сейчас пока мыслей об этом нет.

— Какие программы сейчас идут в Нижегородском цирке?

— С открытия нашего цирка сюда приезжают только самые лучшие программы. Сейчас у нас идет программа «На грани экстрима». Её особенность в том, что каждый её номер является победителем или лауреатом конкурсов — как российских, так и зарубежных. Плюс, она так составлена, что каждый номер экстремален. Например, русские качели, где артист взлетает под купол цирка без всякой страховки, делает три переворота и приземляется на другие качели. Есть номер, где медведи, помимо того, что самостоятельно ездят на мотоцикле, ещё выступают и как акробаты и воздушные гимнасты. Также есть номер с дрессированными кошками, которые выполняют очень сложные трюковые номера.

К нам приезжают и артисты цирка из других стран. В августе 2008 году у нас выступал китайский цирк, который представил свою школу. Нижегородцы очень хорошо их приняли, и артистам тоже у нас очень понравилось, поэтому в 2009 году, также в августе, они собираются к нам приехать, но только уже с другой программой.

— Чем китайское цирковое искусство отличается от русского?

— Они абсолютно разные. В развитии циркового искусства существуют две школы — европейская и китайская, они развиваются параллельно. В китайской школе отсутствует дрессировка животных, их там вообще нет. Также в китайской школе нет клоунады. Она сильна акробатическими номерами, жонглированием, то есть, сложными трюками, связанными с физическими возможностями. Китайский цирк более национален, то есть, там присутствуют соответствующие костюмы и музыка. Кроме того, у них нет стационарных цирков, как, в принципе, и в других странах. Стационарные цирки есть только в России. За рубежом есть только шапито и отдельные площадки.
чтобы присоединиться к дискуссии!