Статьи Информация для родителей
11:10, 10 Октября 2017
4666
19

ВПР 2017: что ждет школьников в 2017-2018 учебном году?

На днях в нижегородских школах пройдут первые в этом учебном году Всероссийские проверочные работы по русскому языку. Их напишут ученики 2-ых и 5-ых классов. О том, что ждет остальных школьников, обязательно ли для них написание ВПР, и будет ли за это выставляться оценка, порталу ННмама.ру рассказал начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования Нижегородской области Виктор Шмелев. 


Расписание ВПР 2017


- Виктор Николаевич, есть ли уже расписание Всероссийских проверочных работ на текущий учебный год? 

- Расписание ВПР на 17-18 ученый год пока не утверждено. Известно лишь, что Всероссийские проверочные работы состоятся по русскому языку во 2-ых и 5-ых классах 12 и 26 октября соответственно. Пока точно можно говорить только про эти даты. 

 - Сколько школьников примут участие в ВПР по русскому языку 12 и 26 октября? 

- Всего 64 процента школ Нижнего Новгорода и Нижегородской области. В этих школах выполнять проверочные работы будут все учащиеся 2-х и 5-х классов. Другие проверочные работы по остальным предметам пройдут весной 2018 года. Так как даты выполнения работ определяются на федеральном уровне, сложно говорить более конкретно. 

В каких классах пишут ВПР

 - В каких классах пишут ВПР?

 - Всероссийские проверочные работы 2017-2018 учебного года пройдут во 2-ых, 4-ых, 5-ых, 6-ых и 11-ых классах:  
  • 2-ые классы - по русскому языку; 
  • 4-ые классы – по русскому языку, математике и окружающему миру; 
  • 5-ые классы – по русскому языку, математике, истории и биологии; 
  • 6-ые классы – по математике, русскому языку, истории, обществознанию, биологии и географии; 
  • 11-ые классы – по иностранному языку, истории, географии, химии, физике и биологии. 

Статус ВПР

 - Для всех ли школьников Всероссийские проверочные работы обязательны?  

- Нет. ВПР обязательны только для учеников 4-ых классов. Четвертый класс – это окончание первой ступени обучения. В этом классе нет экзаменов, в отличие от выпускных 9-ых и 11-ых классов. И мы, вместе с учителями и администрациями школ, должны понимать, насколько наши четвероклассники освоили программу обучения начальных классов.


 - А остальные классы, получается, могут отказаться от написания ВПР?  

- Да, четвертые классы пишут обязательно. Рособрнадзором в отношении ВПР, проводимых осенью 2017 года, разработан механизм определения школ – участников проверочных работ. Именно поэтому появилась выборка в количестве 64 процентов школ Нижегородской области. 

Принцип добровольности будет касаться выполнения ВПР, запланированных на второе полугодие текущего учебного года. 

Во всероссийских проверочных работах есть положительные моменты для всех участников образовательного процесса. Для учителя - это возможность внести изменения в методику преподавания, увидеть пробелы в знаниях того или иного ученика. Для родителей учеников - это возможность получить оценку знаний своего ребенка, независимую от мнения учителя. Поэтому всем посетителям вашего портала я бы пожелал положительно откликаться на предложения школы об участии их детей в любых проверочных работах. 

Проверочная работа при положительном результате вселяет в родителей и их детей надежду на успех в государственной итоговой аттестации, при отрицательном результате - помогает не пропустить момент, когда необходимо срочно принимать меры.

ВПР и оценки

 - Получают ли школьники оценки за ВПР и влияют ли они на четвертные оценки? 

- Надо отметить, что Рособрандзор не рекомендует выставлять оценки за ВПР в журналы. Но решение остается за школой. При этом, на взгляд министерства образования Нижегородской области, полученные учеником отметки должны учитываться при выставлении оценки за четверть. Почему? Главная цель Всероссийских проверочных работ - это определение уровня знаний. 
Полученная отметка - это оценивание труда, затраченного ребенком на определенном этапе обучения. Невозможно развиваться, не понимая насколько ты успешен. Поэтому школе решать, будет ли она выставлять все отметки, только положительные отметки или воспользуется рекомендациями Рособрнадзора. Независимо от решения школы: отрицательные оценки должны стимулировать учителя к самоанализу и принятию методических решений. 


- Очень многие родители сильно переживают по поводу того, что их ребенок будет писать ВПР. Будто он сдает важный экзамен...  

- Вы знаете, у нас больше волнуются родители и учителя, а дети более спокойные. Главная просьба к педагогам и к родителям: не нагнетать обстановку вокруг ВПР. Основная их цель – получить срез уровня полученных знаний конкретным ребенком. И нам - взрослым, в первую очередь педагогам, внести правильные корректировки в свою работу. А оценки? Обычный ребенок всегда учится с разными оценками. У кого-то они более высокие, у кого-то – менее. Но надо стремиться к лучшему.

 - А Всероссийские проверочные работы одинаковы для всех регионов России? Или школьники Москвы пишут одни контрольные, а Нижнего Новгорода – другие?  

- Это знают только авторы, разрабатывающие задания. И вполне возможно, что это будут разные работы по разным часовым поясам. Или по разным регионам. Главная задача – получить объективный срез. И поэтому для тех, кто возрождает ВПР, важно, чтобы не было утечки информации. Иначе мы получаем необъективную картину.


ViVa
Нижний Новгород
"Для учителя - это возможность внести изменения в методику преподавания, увидеть пробелы в знаниях того или иного ученика." Именно по этому нам рекомендовано купить решебники для ВПР и заниматься дома с детьми самостоятельно. И по итогам ВПР 4го класса учителю уже нет дела до пробелов какого-то конкретного ученика. Но это сугубо мое мнение.
10.10.2017
Victoria
Вот такие адские страшилки пишут про смысл ВПР:



В начале учебного года Рособрнадзор опубликовал список грядущих ВПР, из которого следует, что продолжается поэтапная реализация начатого при Ливанове плана внедрения тотальных проверочных работ. Но если по первоначальному проекту ВПР должны были охватить школу с 4-го класса, то с приходом Васильевой нижнюю границу всеобщего тестового контроля опустили до второклассников. К тому же теперь в обязательном порядке ВПР пишут выпускники. Объявлено, что в 11-м классе к прошлогоднему набору контрольных добавится еще и иностранный язык.

Всероссийские проверочные работы — уже не новшество, и можно было бы подводить итоги этих проверок. Но итогов нет. Результатов прошедших ВПР в 11-х классах не знают ни бывшие выпускники, ни школы, в которых они учились. Рособрнадзор только бубнит невнятно, что «оценки за них завышаются чуть ли не в половине случаев» – кто бы сомневался!

В связи с этим возникает вопрос: а зачем всё это делается?

Мы не раз писали о том, что система ВПР добьет все живое в нашем образовании. Но недавно в том же ключе высказался известный чиновник, имя которого в известных кругах принято упоминать только после слов «чур меня!» Это Исаак Калина, глава московского департамента образования. Он сказал:

«Контроль за качеством знаний учащихся — это компетенция самой школы... Если весь контроль возьмет на себя Рособрнадзор, в школах снимется самоконтроль — он попросту станет не нужным.» (Со всеми вытекающими последствиями.)

Очень правильная мысль.
Давайте поговорим об этом подробнее.

Учителей классической советской школы объединяла общая цель — качество выпуска, которое проверялось на обязательных (по восьми дисциплинам) государственных выпускных экзаменах. Достижение этой цели обеспечивала система внутреннего контроля, которая включала в себя контроль директора и завуча в отношении учителей, взаимный учительский контроль и самоконтроль (требовательность к себе) отдельного учителя.

Заметим, что конкуренции за материальные блага в то время среди учителей практически не было, коллектив работал как единое целое, и в основе контроля лежало не стремление выявить недостатки, а желание избавиться от них. Сегодня всё стало с точностью до наоборот. Теперь взаимный контроль обретает черты стукачества с целью придавить конкурента за директорские надбавки. Но это — отдельная тема.

Рособрнадзор, полностью исключив со своей стороны доверие школе и учителю (последние платят надзорному органу тем же), выстраивает собственную систему всеобщего мелочного и бессмысленного контроля (такой контроль полностью сковывает инициативу и творчество, и это азы теории управления). В частности, учителей заставляют поминутно расписывать все уроки в «технологической карте». Мало того, это тупое бумаготворчество стараются привязать к учебному процессу: проводятся проверки реальных уроков на соответствие такой «карте». В сети плодятся шаблоны технологических карт, и обучение фактически загоняют в рамки этих шаблонов. ВПР (в каждом классе по каждому предмету), которые тоже проводятся по шаблонам, определяют примитивные итоговые требования. Здесь, как и в ЕГЭ, «человеческий фактор сведен к минимуму».

Образование теряет человеческое лицо. Отношения между учителем и учениками регламентируются и формализуются, по сути, они строятся теперь строго по алгоритму. Очень странно звучат на этом фоне слова Васильевой о повышении воспитательной роли учителя.

И здесь самое время вспомнить о проекте «электронная школа». Сейчас все дружно ратуют за форсированную разработку обучающих ресурсов. Без сомнения, такие системы были бы хорошим подспорьем и ученикам, и учителю. Но давайте посмотрим на этот процесс в свете сказанного выше.

Работающий по алгоритму учитель объективно хуже действующей по тому же алгоритму обучающей программы. Он может устать, ошибиться, эмоционально сорваться. Программа сбоев не дает.

Сегодня нашу школу переводят в состояние, в котором она должна (и будет) проигрывать грядущей механической «школе будущего», где обучает и контролирует детей в основном компьютер. Такова стандартная схема проведения тотальной перестройки: вначале работающую систему доводят до неприемлемого уровня, а затем предлагают «выход». Бесспорно, «электронная школа» (в том числе — и высшая) намного дешевле классического образования. Но хорошо известно, что сформированный вне человеческого общения ребенок вырастает не человеком.

Похоже, впрочем, что это и требуется. И в этом основная цель внедрения ВПР.

04.10.2017
Евлалия
Нам в начале сентября еще об'явили, что мы участвуем
Страху особо не нагоняют, но готовимся потихоньку.
03.10.2017
Valley
В нашей школе второклашки пишут. Сначала говорили, что 3 октября. О переносе не сказали. Учитель в рамках текущей работы дает задания, чтобы вспомнили всё пройденное, без ажиотажа и нервотрепок.

Про ''тренировочные ВПР''для четвертого класса ничего не говорили, только на апрель ориентировали. Но закупали какие-то тетради, вроде что-то пишут по ним. Если бы в октябре было что, душу бы уже вынули. Учитель весь прошлый год стращала впрами и августовскую перекличку начинала с трудностей от впр.
03.10.2017
Victoria
То, что сейчас пишут в октябре - 2 и 5 классы - это "необязательные" ВПР - например, в НН области пишут только 64% школ, школа может решить не участвовать в этом.

А в 4 классе пишут обязательно все. Даты пока не утверждены.
03.10.2017
Катюшkа
нам сразу сказали, что работы будут весной. Закупили пособия с весны, тренируются иногда. Истерии не нагоняли..пока
03.10.2017
Marishka
У нас в 4м классе каждую неделю проводят контрольные такого типа, видимо, морально готовят детей. Нам на собрании вскользь сказали, что будет, но что-то никто даже не встрепенулся от страха
03.10.2017
magnolia1985
Нам в сентябре на род.собрании говорили, что в 4 кл сначала будет в ОКТ - предварительная ВПР. А в апреле типа основная.
03.10.2017
Натуля
Вера же писала, как на разных уровнях относятся к этим ВПР.

Я не поняла, значит в 4-х классах ВПР в октябре не будет?
В 4-х классах в конце учебного года раньше проводили. В апреле.
03.10.2017
eka-z
нет не только. Школа хочет быть хорошей, с хорошими профессиональными учителями. Даже если это не так. И родители хотят,чтобы их дети были отличниками по всем предметам. Даже если не тянут
03.10.2017
чтобы присоединиться к дискуссии!
Опрос
Сколько лет вашему ребенку?