Статьи ЕГЭ и ГИА
11:31, 24 Сентября 2020
578
0

Темы итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году

28 августа 2020 года на ФИПИ представило официальные направления тем для итогового сочинения (изложения) в 11 классе в 2020-2021 учебном году.

1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

О чем писать в итоговом сочинении в 2021 году? Разбор тем


Забвению не подлежит


Темы  сочинений  данного  направления  нацеливают  на  размышление  о  значимых исторических событиях, деятелях,общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших  влияние  как  на  судьбы  конкретных  людей,  так  и  на  развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером  глубокого  осмысления  этой  проблемы могут служить произведения художественной,  философской,  научной литературы,  критики,  публицистики,  мемуарной прозы.

Я и другие


При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях  достижения  понимания  и  согласия  между  людьми.  Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам(в том числе к философской  литературе  и  публицистике) дадут возможность  глубокого  отклика  на предложенную тему.

Время перемен


В  рамках  данного  направления  можно  будет поразмышлять  о  меняющемся  мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений.На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники(художественные  произведения, мемуаристику,  научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.

Разговор с собой


Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада,о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной  личности, о ценности и  уникальности своего  внутреннего  мира, о необходимости самопознания  и  самосовершенствования.  Раскрывая  тему,  можно обратиться к художественной,  психологической,  философской  литературе,  мемуарам, дневниками публицистике.

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения


Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах  современного человека,  его  литературных  пристрастиях,  жизненной  позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование  будущего  мира. Потребуется  осмысление  духовных  ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места  в современном мире. О  сущности сегодняшнего  поколения,  чертах  людей  ХХI  века  размышляют  современные  писатели, ученые,журналисты,  чья позиция имеет  подчас  дискуссионный  характер,  что  дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Список литературы для итогового сочинения 2020-2021


Литература для направления «Забвению не подлежит»


    А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
    М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»
    Б. Пастернак «Доктор Живаго»
    М.Ю. Лермонтов «Бородино»
    А. Платонов «Котлован»
    А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
    В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
    В.А. Каверин «Два капитана», «Открытая книга»
    К.М. Симонов «Живые и мертвые»
    В.А. Обручев «Земля Санникова»
    Е.И. Замятин «Мы»
    А.И. Солженицын «Архипелаг «ГУЛАГ», «В круге первом»
    А. Ахматова «Реквием»
    «Слово о полку Игореве»
    И. Стоун «Жажда жизни»
    Т. Кенэлли «Список Шиндлера»
    Х.Л. Борхес «Цербер»

Литература для направления «Я и другие»


    И.С. Тургенев «Отцы и дети»
    А.С. Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад»
    Л.Н. Толстой «Война и мир»
    М. Горький «На дне», «Мать», «Старуха Изергиль», «Фома Гордеев»
    А. Островский «Гроза»
    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Бедные люди»
    А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок», «Тапер», «Чудесный доктор»
    М.А. Шолохов «Тихий Дон»
    А.И. Солженицын «Матренин двор»
    В.В. Быков «Обелиск»
    К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Телеграмма»
    Х. Ли «Убить пересмешника»
    О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
    Дж. Остин «Гордость и предубеждение»
    Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
    У. Шекспир «Отелло» «Ромео Джульетта»
    Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

Литература для направления «Время перемен»


    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    И.С. Тургенев «Отцы и дети»
    А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
    И. Гончаров «Обломов»
    Д.И. Фонвизин «Недоросль»
    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы»
    А. Блок «Двенадцать»
    Л.Н. Толстой «Война и мир»
    Ю.Ф. Трифонов «Обмен»
    А.С. Грибоедов «Горе от ума»
    С. Есенин «Я усталым таким еще не был»
    М.А. Булгаков «Дни Турбиных», «Собачье сердце», «Белая Гвардия»
    А.П. Чехов «Вишневый сад», «Ионыч», «Чайка»
    Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин»
    М. Горький «На дне», «Фома Гордеев»
    М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
    А.Н. Островский «Гроза»
    Э.М. Ремарк «Три товарища», «Земля обетованная»
    Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
    Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков»

Литература для направления «Разговор с собой»


    А.П. Чехов «Вишневыи сад»
    Л. Леонов «Русский лес»
    Л. Толстой «Война и мир»
    B. Распутин «Прощание с Матёрой»
    A. Блок «Двенадцать»

Литература для направления «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»


    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
    В. Астафьев «Конь с розовой гривой»
    А.П. Чехов «Ионыч», «Тоска», «Душечк», «Попрыгунья»
    Стругацкие «Трудно быть богом»
    К. Паустовский «Телеграмма»
    М. Шолохов «Тихий Дон»
    Т. Толстая «Кысь»
    Е. Замятин «Мы»
    Дж. Роулинг «Гарри Поттер»
    Ч. Паланик «Бойцовский клуб»
    Я. Вишневский «Одиночество в сети»
    Дж. Дэшнер «Бегущий в лабиринте»
    Д. Браун «Код да Винчи»
    С. Кинг «Кэрри», «Зеленая миля», «Как писать книги», «Сияние»

Универсальный список произведений под любое направление 2020-2021


    «Война и мир» Л.Н. Толстой
    «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков
    «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов
    «Капитанская дочка» А.С. Пушкин
    «Евгений Онегин» А.С. Пушкин
    «Мертвые души» Н.В. Гоголь
    «Шинель» Н.В. Гоголь
    «Судьба человека» М.А. Шолохов
    «Горе от ума» А.С. Грибоедов
    «На дне» М. Горький
    «Отцы и дети» И.С. Тургенев
    «Вишневый сад» А.П. Чехов
    «Обломов» И.А. Гончаров
    «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский
    «Гроза» А.Н. Островский
    «Недоросль» Д.И. Фонвизин
    «Матренин двор» А.И. Солженицын
    «Чучело» В.К. Железников
    «Мы» Е.И. Замятин

Что еще важно знать?


  • При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературных материалов (художественных произведений, дневников, мемуаров, публицистики). Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными Комиссией по проведению итогового сочинения.
  • К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательным программам среднего общего образования не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение).
чтобы присоединиться к дискуссии!
Опрос
Нужен ли ребенку детский сад?