Статьи Родители и дети. Отношения
20:32, 03 Октября 2017
4625
39

Советы учителя: нужно ли делать домашнее задание с ребенком?

Часто мамы жалуются, что ребенок ленится делать домашнее задание, не проявляет инициативы или, наоборот, по малейшему поводу бежит к маме с вопросами. О том, нужно ли делать домашнее задание с ребенком, порталу ННмама.ру рассказала семейный консультант, учитель английского языка школы №18 Вера Вараева. 

Приучайте к самостоятельности


 - Вера, многие психологи уверяют, что не стоит покушаться на «зону ответственности детей» и помогать делать им уроки. Так нужно или нет делать домашнее задание с ребенком?

 - В этом вопросе все очень индивидуально. Я думаю, что на первых порах домашнее задание с ребенком делать нужно. Но при этом постепенно переводить его к самостоятельной работе. Я не встречала таких родителей, которые сказали бы: «Пошел в первый класс, делаешь все сам, а я даже не вмешиваюсь». Обычно родители все же стараются помогать. 

Если мама приучала ребенка к ответственности с раннего детства, то в первом классе в постепенном переходе к ответственности за уроки тоже проблем не возникнет. Очень важно с большим уважением относиться к новым обязанностям ребенка, тогда и ребенок проникнется уважением к новому для него делу и будет более ответственным.

Мама и школьная программа 


 - В каких случаях ребенок не справляется с ответственностью?

- 1. У него слишком ответственная бабушка или мама

Чаще всего это бывают бабушки или неработающие мамы. Им хочется, чтобы ребенок был успешным, чтобы он выглядел хорошим учеником. И они пытаются всеми правдами и неправдами сделать так, чтобы ребенок получал хорошие оценки и многое делают за ребенка. Это не самое лучшее решение. Ребенок вырастает, программа усложняется, и маминых знаний уже не хватает. Вот тогда классу к 6-7-ому у мамы пропадает возможность помогать, а ребенок не научен учиться самостоятельно, успеваемость сразу снижается. Это самое тяжелое последствие, если ребенок несамостоятельный. 

2. К ребенку выбрали не тот подход.

Иногда ребенок не справляется с ответственностью, если его учат учиться, как плавать – «бросают» в воду и говорят: «Плыви!». На него обрушивается самостоятельность, а он не может ее принять. Не всем такие методы подходят.

3. У ребенка слишком тревожная или, наоборот, равнодушная мама 

Если мама будет тревожиться из-за учебы и из-за оценок, то ребенок будет перенимать мамину тревогу. Если мама недостаточно интересуется делами сына или дочери, то в момент, когда они сталкиваются с трудностями, мама отстраняется: «Все сам, все сам», при этом не объясняя, как этих трудностей избежать. Кстати, если ваш ребенок не хочет делать уроки, подумайте, может, таким образом он избегает трудности? 



- Как же маме найти баланс, чтобы не навредить ребенку? 

-Нужно смотреть на ребенка. На ваши отношения и ваши ощущения и с уважением относиться к его новой обязанности. Предположим, сел ребенок за уроки, это должно быть какое-то одно время. Даже, если у него плавающий график секций, все равно можно продумать какое-то одно время. И когда он садится за уроки, не отвлекать на другие дела. Это будет говорить о важности выполнения домашних заданий, иначе ребенок будет считать их неважным занятием, если можно отвлечься на ужин или что-то другое. Уважительное отношение ко времени – это важно. 

Ответственность и только ответственность



- Как правильно передать ответственность за уроки?

- Мамина задача на первых порах – это постепенно приучать его к самостоятельности. Начинать нужно с организации режима: определения времени для выполнения уроков. Дальше нужно помочь с планированием: понаблюдайте, что ребенку легче дается – сначала устные или письменные задания? Кто-то тяжело в работу включается, очень долго раскачивается, значит, сначала надо сделать уроки полегче, а потом потяжелее. А кто-то наоборот: очень быстро включается и быстро устает. Значит, сложные сначала, полегче – потом. 

- Когда ребенок должен стать полностью самостоятельным? 

- В идеале к концу третьего класса дети уже сами делают все уроки, кроме сложных проектов. Бывают дети с особенностями: медлительные, активные, часто болеющие. С такими детьми придется подольше повозиться. Второй этап, когда маме нужно быть рядом – это адаптация к среднему звену, то есть в пятом классе. Когда отношения с учителем, как со второй мамой, меняются на совсем другие, важно помочь ребенку адаптироваться.



 - Как правильно вести себя маме, если она хочет помочь ребенку с выполнением домашнего задания?

- Ребенок приходит и спрашивает: как мне решить эту задачу? И если мама диктует решение – это одно. А когда отвечаем ему: «А как бы ты сам решил эту задачу? Как ты думаешь, что тебе понадобится для ее решения?» - это другое. Очень важно маме правильные вопросы задавать: где посмотреть правила, о чем эта задача и т.д? Важно, чтобы мама и папа обеспечивали ребенка справочным материалом, чтобы он умел использовать справочники. Тогда он сам начнет искать, у него возникнет радость, что он нашел информацию и ее использовал. И это ощущение успеха он будет стремиться повторить.

 - В чем еще заключается поддержка мамы ученика начальной школы, помимо передачи ответственности и помощи в домашних задачах?  

- Дети в начальной школе не умеют организовывать свое время и пространство. У них нет ощущения времени. И мама должна подсказать ему режим дня, вывесив его на стену и помогая соблюдать. Мама учит быть собранным, ответственным за свои вещи, учебники и тетрадки. У детей это тоже не сразу вырабатывается.

Учитесь контролировать эмоции



 - Какой совет вы можете дать родителям, которые раздражаются на ребенка из-за плохо сделанного домашнего задания? 

 - Очень трудно уставшей маме не отреагировать никак. Вопрос другой, мы можем выбирать свои реакции. Если вас раздражает, что ребенок плохо выполнил домашнее задание, сделайте паузу: выдохните и вдохните. За эти секунды можно сделать выбор: что вы хотите? Чтобы он что-то понял и пошел сам исправил ошибки или просто выплеснуть свои эмоции? И признайтесь себе честно, если вам очень хочется выплеснуть эмоции, вы все равно найдете повод сделать это. Нужно найти конструктивный способ сделать это, чтобы ребенок не пострадал от вашей усталости.
Если хотите помочь ребенку, то не стоит делать за него уроки. Просто спросите: как ты думаешь, где мы можем это узнать? В каком учебнике, справочнике, книге, вспомни, что говорил учитель. Какой источник нам может пригодиться? И помогите этим источником воспользоваться. За раздражением стоят не дети, а накопившиеся проблемы на работе, неприятный разговор с коллегой... Распишите на бумажке, какие реакции могут у вас быть, какие вопросы нужно задавать ребенку и выучите их.



 - А есть еще какие-то способы? Если вдруг мне не помогает конструктивный диалог или ребенок не готов отвечать на мои вопросы, которые я задаю? 

- Тогда нужно хотя бы на одну минуточку встать в тапочки ребенка или, грубо говоря, побывать в его шкуре. Почувствуйте, что он чувствует. И вы поймете, что стоит за его вопросом. Вам будет проще реагировать. Вспомните себя маленькой, вспомните, как вам было тяжело, когда родители от вас отмахивались или ругались. 

- Часто мамы говорят: я сто раз объясняла, а он не понимает! И вешает обидные ярлыки на ребенка. Как этого избежать? 

- Нужно помнить, что мама – не педагог, у мамы нет специальных педагогических инструментов. Учителя в школе объясняют при помощи специальных методик и техник. Родители ими не владеют и не знают, как донести до ребенка информацию, чтобы он понял.
Мама - не учитель. Это однозначно. Мама должна быть мамой. Если мама видит, что проблема раз за разом не решается, а накапливается как снежный ком, то возможно у ребенка действительно есть какая-то серьезная проблема. Например, мой ребенок не мог читать. И мы удивлялись, как так-то! И только в конце первого класса выяснили, что у дочки проблемы со зрением. Во время чтения она напрягалась, и у нее начинались головные боли, а ребенок не мог этого объяснить. Именно поэтому важно понаблюдать и понять, что происходит с ребенком, а не делать его сразу виноватым
.
Юляшка
у нас тоже гармония, все делает сам, кроме английского, а по остальным предметам только спорные вопросы-ответы подходит уточнять или спросить если не уверен
11.09.2017
Пылинка

Маш, у нас Гармоня, в 1 классе классный руководитель сказала, что надо сидеть с ребенком и все делать вместе, смотреть, как прописываеит каждую букву, я так и делала, скоро собрание во 2 классе, посмотрим, как в этом году.
тоже гармония, детям говорили в 1 классе, что родители должны рядом сидеть, сын мне говорил, я объяснила, что он умный, сам справится, что непонятно, пусть зовет, на том и сошлись. Со 2 класса на продленке почти все делает
11.09.2017
мамулек
Последняя фраза должна звучать по-другому: наверно, так только в первом классе будет!?

По тексту. Программа Эльконина предполагает вовлечённость родителей в процесс учёбы.
Понятно, что и ребёнок мне рассказывает что делали, что задали, как оценили.
Дневников у нас пока нет. Учитель вываливает листок с заданием и ЦУ для родителей по разным вопросам.
Конечно, к ней можно и подойти, и позвонить. Родители практически все не знакомы.

Маш, у нас Гармоня, в 1 классе классный руководитель сказала, что надо сидеть с ребенком и все делать вместе, смотреть, как прописываеит каждую букву, я так и делала, скоро собрание во 2 классе, посмотрим, как в этом году.
11.09.2017
Valley
Согласна с Сашей, от учителя зависит больше чем от программы. Писала уже тут, у девченок одна школа, одна программа, одни учебники, но как в разных школах учатся. Начиная от уроков и заканчивая подходом к внеучебным мероприятиям.
09.09.2017
Сандра
Мне кажется, не столько от программы это все зависит.
Больше от отношения учителя.
Я изначально по отзывам выбирала идеальную для себя, чтоб без напрягов. Есть учащиеся по нашей же программе и сплошные нагрузы для родителей, каждый день мини собрания на крыльце после уроков!!!
Касаемо презентаций, да, носили дети некоторые у нас пауэрпойнтовские , даже без понятия при этом, как ее пролистывать и как флешка выглядит ( родители учителю передавали)..и что.
Сын сам делал доклады на листочке, писал, корпел, картинки рисовал. Польза хоть какая-то от этого ЕМУ, а не мне. Я-то умею все это.
09.09.2017
Charli
У кого-либо есть тоже программа Эльконина?
09.09.2017
МаПоля
Я просто не хочу, чтобы школа задавала домашку мне, те давала такие задания, которые подразумевается, что обязан сделать родитель, тк детям непосильно.
плюсуюсь. все презентации сделаны отцом, все доклады на контроле у меня, просто потому что "надо сделать на пять" ибо учитель видимо старается для своей галочки, детям задавалось о-ч-е-н-ь много, сейчас дети на расслабоне. больше скажу почти весь класс записался на олимпиады! причем на все до этого на олимпиады ходили только 5человек ибо у более "слабых" детей сил не хватало подготовится к этим самым олимпиадам, т.к. уроки никто не отменял. а сейчас время и желание есть
сегодня пришли с квеста (зарница по нашему) у детей настроение подъем
09.09.2017
eka-z
Меня никогда не контролировали. Но родители обязаны были расписываться в дневнике раз в неделю, ну, и в конце четверти.
Репетиторов в начальной школе не понимаю в принципе. Это уже амбиции родителей-перфекционистов. Исключение логопед. Дислексию и дисграфию никто не отменял.
09.09.2017
Victoria
Может все-таки не до конца точно выражено: я слежу за успеваемостью,помогаю, напоминаю требую. Я делаю много, чтобы дети успешно осваивали знания и достигали результатов. Я просто не хочу, чтобы школа задавала домашку мне, те давала такие задания, которые подразумевается, что обязан сделать родитель, тк детям непосильно.
08.09.2017
СветлаNа
Я первый проект Мишке честно сделала сама, на компе, распечатала и сдала красиво. а потом посмотрела сколько их будет...плюс увидела,что ребенок оказался вообще за бортом, кайф я словила И все остальные дети делали по старинке, как я в своё время, на листочках, с рисунками, схемами и с помощью книжек, в редких случаях, когда литературы подходящей дома не оказывалось а время поджимало- в интернете инфу искали и изучали.Дети в курсе многих тем, проекты у нас не самые аккуратные, но дети довольны , горды и самое главное-хоть что-то запомнили.
08.09.2017
чтобы присоединиться к дискуссии!
Опрос
Чем вы занимаетесь в интернете?