Статьи Интеллектуальное развитие
12:52, 09 сентября 2021
334
0

Дислексия – это заболевание или особенность развития?

Зачастую отказ или нежелание ребенка выполнять домашние задания воспринимаются родителями и учителями как капризы или лень. Есть даже такое определение в «Психологическом словаре для родителей»: лень — это «немотивированное уклонение ребенка от поручений». На самом деле психологи все чаще говорят о том, что лень — это сопротивление организма, его сигнал о том, что что-то идет не так. Но какая причина, кроме отсутствия мотивации, может привести к школьной неуспешности и нереализованности ребёнка? 

Прежде чем получить ответ на этот вопрос, внимательно понаблюдайте за своим малышом. Обратите внимание, как быстро он устает от учебы, сколько ошибок в его письменных работах, сколько помарок и исправлений, как хорошо он понимает смысл прочитанного текста, может ли его пересказать? Ответьте честно себе на эти вопросы и сделайте вывод, насколько трудно или легко вашему ребенку учиться. Возможно, ему стоит помочь, быть рядом с ним и вместе преодолеть возникающие трудности.

Так, если ваш ребёнок медленно читает или регулярно при письме допускает специфические ошибки (например, пропускает или переставляет буквы, не ставит точку, слитно пишет слова), это может быть симптомами дислексии и дисграфии. 

Что же такое дислексия, и какие у неё признаки? 

Дислексия, дисграфия и другие трудности обучения — распространенные особенности восприятия информации, имеющие нейрологическое происхождение. Порядка 20% школьников в России испытывают сложности в освоении чтения (дислексия), письма (дисграфия и дизорфография), совершении счётных операций (дискалькулия или акалькулия).

Некоторые симптомы начинают проявляться еще до школы. Например, когда ребёнку не удаётся правильно держать ложку или пишущие предметы. Дошкольники, путают право-лево, испытывают проблемы с мелкой моторикой. В целом у таких детей медленнее, чем у сверстников, развивается речь. А сам малыш становится замкнутым и необщительным, ему тяжело наладить контакт со сверстниками.

В начальной школе все дети допускают ошибки при письме, но если они встречаются постоянно - при списывании, в диктантах, в самостоятельном письме, и их всегда больше 4-5 на одну работу, то мы можем говорить о нарушении письма – дисграфии или дизорфографии. Разумеется, при условии регулярного обучения и отсутствии нарушений слуха и зрения. Независимо от того, какие ошибки в письме, двойка по русскому языку - это повод для обращения за логопедической помощью. 

Дислексия – это болезнь или нет? 

В Международной классификации болезней дислексия, дисграфия и дискалькулия отнесены к расстройствам психологического развития как специфические трудности обучения. В России в нормативных документах системы образования эти термины практически не употребляются. Но специалисты часто используют их в общении с родителями и между собой.

Кандидат педагогических наук, доцент МПГУ, эксперт Ассоциации родителей детей с дислексией Ольга Величенкова всё же отмечает, что дислексия – это нарушение, лекарство для мгновенного избавления от которого ещё не изобрели. Ребенку с дислексией и дисграфией требуется помощь специалистов – логопедов и психологов, на протяжении нескольких лет, а иногда всего школьного обучения. 

Дислексия – это «знак гениев»? 

Как отмечает эксперт Ассоциации родителей детей с дислексией Ольга Величенкова, дислексию саму по себе нельзя считать даром. Эксперт указала на такой феномен, как двойная исключительность. Иногда у ребёнка рука об руку идут проблемы с обучением в одной сфере и удивительная одарённость в другой. Хорошо известно, что многие успешные знаменитости в школьные годы сталкивались со специфическими учебными трудностями. И в результате у них диагностировали дислексию или СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Действительно, иногда гениальность и дислексия встречаются в одном человеке, как случилось у Леонардо да Винчи, Альберта Эйнштейна, Ганса Христиана Андерсена, Тома Круза, Киры Найтли, Стивена Спилберга и других звёзд. Однако стоит помнить, что одарённость в какой-либо деятельности не всегда является симптомом дислексии.

Возможно, что в попытках обнаружить гениальность у ребёнка с дислексией, родители пытаются найти оправдание трудностям в обучении. Но надо ли их искать? Ведь каждый малыш уникален и ценен для общества, поэтому не стоит тратить время на поиски доказательств его социальной значимости.

Оценить:
Никто еще не оставил комментариев.

Авторизуйтесь чтобы присоединиться к дискуссии!