Статьи Психология старших школьников
15:47, 19 октября 2007
0
0

Планирование карьеры ребенка или когда идти на профконсультирование

Очень часто родители младших школьников, а то и дошколят задают мне вопрос: можно ли уже сейчас (в 6-7 лет) определить склонности и таланты ребенка, чтобы предположить уже в этом возрасте, в каком направлении его развивать. Отвечаю: нет, есть возможность ошибки. В этом возрасте у детей нет самого главного - собственного выбора.

Ребенок может быть развитым в разных сферах, и чем больше у него способностей, тем труднее определить, к чему он проявит интерес и наибольший талант, когда вырастет. 

Если вы внимательно наблюдаете за развитием и интересами самого ребенка, а не за интересами, которые навязали им сами, то без особого труда можете делать предположения, в какой области ребенок может развиваться дальше. Но произойдет это намного позже того времени, когда ребенок только пошел в школу.

А бывают и такие ситуации: вы водите ребенка в музыкальную школу по классу скрипки (в основном, реализуя свои мечты и намерения) или хореографическую студию, хотя ваш мальчишка замечательно играет во дворе в футбол и любит стучать на барабанах, а девочка, усердно работая теннисной ракеткой, напевает про себя сочиненную ей самой талантливую мелодию. Или вы наняли своему сыну репетитора по русскому языку, пороча ему будущее известного филолога, как завещал ваш дедушка, а у парня мечта изучать химические процессы.

Понимание, что нужно делать шаги и определяться, первым чаще всего приходит в голову родителям, а не их чаду. И в обоих перечисленных случаях приходит рано или поздно осознание того, что нужна помощь и ставится вопрос о профориентации ребенка. Оптимальным для определения профессиональной направленности считается возраст 13-14 лет, и этому есть 2 причины:

Первая - к этому возрасту ребенок попробовал разные виды деятельности (если родители не мешали этому и позволяли походить во все кружки и на все секции, чтобы ребенок свободно и на собственной практике смог сказать - его это или нет), сменил разные увлечения и видит отличия, соответственно, у него сформировалось мнение о том, что ему нравится очень, а что он терпеть не может или у него это не получается совсем;

и вторая - когда ребенок стоит на пороге окончания неполной средней школы, то есть 9-го класса, где во всей своей красе встанет выбор: учиться дальше (10 и 11 класс) или покинуть родные школьные стены и искать возможность обучения в колледжах или профтехучилищах.

Заканчивается обучение в неполной средней школе - делаем выбор. В пользу чего? В первом случае (10 и 11 класс) встают такие вопросы: каким предметам в связи с выбранной профессией уделять большее внимание, какие курсы стоит посещать, и, собственно, главный вопрос - выбор ВУЗа, факультета и специализации

Во втором случае (если уходим после 9 класса) ситуация более животрепещущая - выбор среднего специального учебного заведения, те же предметы, которым уделить внимание, чтобы поступить туда, куда запланировано. Здесь встает еще один вопрос: сможет ли колледж обеспечить качественную подготовку специалиста и будет ли достаточно знаний и сил, чтобы продолжить учебу в ВУЗе по сходной специальности. А может быть и так: ребенок решит работать и не поступать в ВУЗ, и по большей части причиной этого станет неправильно выбранная специальность.


"Волевое" решение родителя и его последствия

Вы можете решить, что профориентация и консультирование по карьерному выбору для вашего ребенка не имеет смысла, так как:

  1. У вас свои профессиональные семейные традиции - все врачи, например.
  2. В “этом хорошем”ВУЗе у вас работает родственник, который пристроит ребенка.
  3. Недальновидность родителей: главное, пусть поступит и получит образование, а там разберемся!

Дорогие родители! Это ваш выбор, за который скорее всего ваш ребенок заплатит еще 12-15 годами жизни, проведенными не в том институте, не на той работе, в браке не с тем партнером и закончит, в лучшем случае, в кабинете психолога, пытаясь самостоятельно разобраться в своей жизни, наломав уже дров. Так что в любом случае выбор всегда остается за Вами и ответственность за этот выбор тоже.

По данным статистики:

Из тех, кто выбрал направление учебы, соответствующее его психологическому складу, которое определяется в ходе профориентационного психологического тестирования, более 85% с успехом заканчивали ВУЗ. Из тех, кто поступал наугад, то есть не вполне понимая свои склонности, до 5-го курса доучились лишь 69%.

И еще один момент. Не всякий родитель хорошо информирован о ситуации на рынке труда, наиболее востребованных профессиях, о связи ВУЗов и работодателей, вообще о количестве и разнообразии компаний, поэтому зачастую к вопросу о карьере своего ребенка подходит традиционно: поступить, получить корочки и куда-нибудь устроиться для начала. А для какого начала? Чтобы молодой человек работал на среднестатистической фирме со средним заработком и слышать не слышал, что можно продвинуться выше и сделать карьеру, получить дополнительное образование, развивать новые престижные направления деятельности и, наконец, расти как личность. Ведь успешная самореализация - это и успех в личной жизни и достойный уровень жизни.


Что нужно предпринять, чтобы не сделать ошибку?

Я не первый психолог, кто предложит вам пройти профконсультирование вместе со своим ребенком, но вот не все предложат вам не просто выбрать и определиться с областью какой-либо подходящей для вашего ребенка профессии, а очертить и спланировать его возможную карьеру и личностный рост в связи с выбранным. Эта консультации называется карьерное консультирование или планирование карьеры.

На такой консультации вы от психолога или специалиста, занимающегося определением профессиональной направленности, получаете ответы на вопросы:

  • о профессиональной ориентации вашего ребенка
  • огромное количество информации, касающейся непосредственно планирования развития карьеры ребенка
  • сориентируетесь в ситуации на рынке труда
  • получите информацию о наиболее востребованных профессиях
  • о связи ВУЗов и работодателей
  • количестве и разнообразии компаний
  • о том, как попасть на работу студенту и получить опыт к окончанию ВУЗа
  • с чего начать, что читать, чему уделить больше внимание, какое дополнительное образование получить

Обязательно найдите организацию, занимающуюся профконсультированием и планированием карьеры и сходите туда вместе со своим ребенком. Первый раз - после 8-го класса, второй - после 9-го, третий - в конце11 класса, чтобы уточнить, не произошло ли изменений в планах и выборе самого ребенка. Карьера - это реальное и достижимое средство для достойной жизни, а хорошо спланированная карьера ребенка - это залог его благополучия и успеха.



Читайте также:

Понять подростка
Кризис подросткового возраста
Мифы родительского воспитания
Школьники. Сменить школу?
Подростковый возраст. Психологические особенности
Конфликты в подростковом возрасте (Часть 1) 

Оценить:
Никто еще не оставил комментариев.

Авторизуйтесь чтобы присоединиться к дискуссии!