Статьи О школе
11:47, 27 августа 2012
0
0

Такие разные первоклашки... или о чем полезно знать родителям

Вот и Ваш ребенок стал первоклассником. Конечно же, очень хочется, чтобы школьные годы стали для него временем открытий и достижений, чтобы он с удовольствием учился и радовал  своими успехами… А для этого Вам, дорогие мамы и папы, полезно будет узнать о тех особенностях работы мозга, которые влияют на возможности ребенка в освоении школьной программы, на его способности и таланты и даже на характер.

От того, какое полушарие является ведущим и насколько хорошо налажена совместная работа полушарий зависят особенности мышления и восприятия.

Детей, у которых доминирует правое полушарие, называют «художниками». 

Они эмоциональны, склонны к образному, интуитивному мышлению, могут схватывать явление в целом, не анализируя детали. Например, выдать ответ задачи, затрудняясь объяснить последовательность своих рассуждений. Из-за того, что им трудно последовательно описать то, что они быстро и целостно схватили, они проигрывают во время проверочных работ. Очень часто такие детишки неуверенны в себе, несмотря на ярко развитую способность образно представлять информацию об окружающем мире. Для «художников» характерна ориентация на высокую оценку и похвалу, ярко выражена потребность самореализации, поэтому чтобы правильно задать мотивацию к обучению, нужно сделать упор на престижность положения в коллективе, на социальную  значимость  того или иного предмета или вида деятельности.


Левополушарные дети – «мыслители» 

Отличаются рациональным типом мышления, аналитическим складом ума, рассудительностью. Они успешно справляются с изучением материала, поступающего небольшими порциями, их внимание сосредоточено на деталях, которые постепенно складываются в целостное представление. Трудности у таких детишек возникают,  когда от них требуют быстрого понимания смысла прочитанного текста, общего представления о задаче. «Мыслителям» не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, любят порядок и последовательность. Для формирования мотивации к учебной деятельности важно сделать упор на познавательные мотивы. «Мыслителям» свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности, поэтому школьные уроки они рассматривают как средство для развития своего мышления. Можно сказать, таких детей привлекает сам процесс усвоения знаний, они стремятся к самосовершенствованию ума и волевых качеств.

Важно понимать, что подобное деление достаточно условно. То есть я не утверждаю, что у «художников» напрочь отсутствуют  способности к решению задач, а «мыслители» лишены художественных талантов. В жизни, как всегда, все намного интереснее и глубже. К примеру, достаточно часто встречаются «смешанные» типы: праворукие детишки, но с ведущим левым глазом и правым ухом. И здесь будут свои нюансы развития: свои трамплины для толчка вверх, и свои подводные камни. Моя цель – обратить ваше внимание на эти «трамплины» и «камни». Помогите там, где ребенок запнулся, и поаплодируйте там, где сумел подняться на ступень выше.

Детишки с разными типами нервной системы по-разному реагируют на поставленную перед ними задачу. 
Ребята активные и импульсивные стремятся к быстрому решению, чаще всего они тянут руку, даже не дослушав вопроса учителя до конца. Как ни странно, такой стиль учения нравится взрослым больше, чем тихое и недемонстративное поведение флегматиков и меланхоликов, которые решают задачу медленно, но, как правило, верно. Причем, дети-флегматики обычно спокойно относятся к тому, что их кто-то опередил, а вот дети-меланхолики расстраиваются, им хочется сделать все быстро, как холерик, но аккуратно, как им свойственно.
 
Зная эти особенности,  понимая их природу, можно избежать разочарования в те моменты, когда ребенок по объективным причинам не может себя проявить, и в то же время, подержать его, помочь развить дополнительные умения и навыки.

Бывает так, что к середине учебного года некоторые детишки начинают испытывать те или иные трудности. Так родители жалуются на невнимательность, неусидчивость, быстрое утомление, плохое запоминание текста, плаксивость. Или ребенку не удается освоить устный счет, он не дописывает буквы в словах, делает глупые ошибки при списывании. Не понимая, что происходит, родители ругают ребенка, повышают нагрузку, подключают репетиторов, а у ребенка намечается серьезная проблема – низкий уровень нейродинамики. То есть различным структурам мозга, отвечающим за определенные виды учебной деятельности, не хватает питания, насыщения кислородом. В подобных случаях важно вовремя обратиться к специалисту-нейропсихологу, который расскажет, как можно помочь такому ребеночку, или предложит восстанавливающий курс.

Итак, Ваш ребенок стал первоклассником!!! Я уверена, что при хорошей поддержке и грамотном отношении с вашей стороны, школьные годы станут для вашего ребенка временем открытий и достижений. И пусть он учится с удовольствием  и радует Вас  своими успехами!!!


Деменко Лариса Анатольевна
Детский нейропсихолог центра помощи детям
с трудностями в обучении и поведении "Учимся легко!"

Оценить:
Никто еще не оставил комментариев.

Авторизуйтесь чтобы присоединиться к дискуссии!