Каталог
Каталог
Образование
Детские сады
Детские сады частные
Детские развивающие центры
Секции и спортивные школы
Музыкальные школы
Танцевальные студии
Языковые школы
Репетиторы
показать еще
Отдых
Аниматоры
Квесты
Лагеря
Санатории
показать еще
Медицина
Женские консультации
Родильные дома
Детские поликлиники
Медицинские клиники для взрослых
Травмпункты
ЭКО в Н. Новгороде
Патронаж детей
Детские больницы
Где сдать анализы
показать еще
Районы
Арзамас
Б. Болдино
Балахна
Богородск
Бор
Бутурлино
Вача
Ветлуга
показать еще
Володарск
Выкса
Дзержинск
Городец
Дивеево
Заволжье
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
показать еще
Павлово
Первомайск
Перевоз
Починки
Саров
Семенов
Сергач
Урень
Чкаловск
Шахунья
показать еще
Статьи
Статьи
Беременность и роды
Беременность
Роды
показать еще
Статьи о детях
Малыш до года
Развитие
Воспитание
Учеба
Поможем детям!
показать еще
Родителям
Здоровье
Семья
Законы
Справочник
Гороскоп
показать еще
Афиша
Афиша
Кино
Авторское кино
Документальное кино
Семейное кино
Мультфильм
показать еще
Театр
Спектакль
Балет
Творческий вечер
Стендап
показать еще
Музыка
Классическая
Мюзикл
Концерт
Рок, инди, поп
показать еще
Познание
Выставка
Интерактив
Мастер-класс
Лекция
показать еще
Формат
Бесплатно
Детям
На воздухе
Фестиваль
показать еще
Возраст
с 0 лет
с 6 лет
с 12 лет
с 16 лет
показать еще
Дата
Сегодня
На неделю
На месяц
показать еще
Новости
Совместные покупки
Совместные покупки
Детские товары
Девочки - одежда
Девочки - форма и спорт
Девочки - белье, пляж, дом
Девочки - верхняя одежда
Девочки - шапки, шарфы, перчатки
Мальчики - одежда
Мальчики - белье, пляж, дом
Мальчики - форма и спорт
Мальчики - верхняя одежда
Мальчики - шапки, шарфы, перчатки
Товары для мам и малышей
Игрушки
Обучение и творчество
Товары для спорта и улицы
Детские аксессуары
показать еще
Взрослая одежда
Будущим мамам
Женская одежда
Женское белье, пляж, дом
Женская верхняя одежда
Женская одежда для спорта
Свадебная и вечерняя мода
Женские шапки, шарфы, перчатки
Мужская одежда
Мужское белье, пляж, дом
Мужская верхняя одежда
Мужская одежда для спорта
Мужская одежда для хобби
Мужские шапки, шарфы, перчатки
показать еще
Обувь, галантерея, аксессуары, красота и здоровье
Женская обувь
Мужская обувь
Обувь для девочек
Обувь для мальчиков
Сумки и чемоданы
Аксессуары
Косметика, парфюм, уход
Украшения и бижутерия
Аптека и оптика
Интим-товары
показать еще
Дом. Кухня. Хобби. Дача
Рукоделие и декор
Домашний текстиль
Интерьер
Посуда и кухня
Дом и дача
Сад и огород
Книги, канцтовары, медиа
Спорт и отдых
Товары для праздников
Техника и электроника
Товары для животных
показать еще
вход
Каталог
Статьи
Афиша
Новости
Совместные покупки
Главная
>
Статьи
>
Учеба
>
Информация для родителей
>
"Не хочу в школу" или как родителям решать проблемы адаптации школьников
Статьи
Психология младших школьников
10:19, 11 декабря 2014
0
0
"Не хочу в школу" или как родителям решать проблемы адаптации школьников
Маленькому ученику очень непросто приспособиться к новой среде. Часто дети идут в школу с удовольствием, но не все. Что делать, если вы заметили негативные эмоции у ребенка от похода в школу, или если ребенок прямо вам говорит - "в школу завтра не пойду".
Трудно представить, что такую фразу можно услышать от первоклассника. И все же...
Далеко не всегда дети могут спокойно перейти из одной обстановки в другую. Изменяется все: люди вокруг, их отношение к ребенку, его отношение к окружающим. Если раньше он был "центром Вселенной", им восхищалась вся семья, то теперь он равный среди равных. Все-таки они еще очень маленькие, наши первоклассники.
Посмотрите, как они идут из школы. За спиной огромный ранец, в руках мешок со "сменкой", который чаще всего тянется по земле. А когда они придут домой, больше всего им захочется достать свои игрушки и засесть с ними где-нибудь в уголке, в привычной и родной для них комнате.
Маленькому ученику очень непросто приспособиться к новой среде. Часто дети идут в школу с удовольствием, но мотивация у них чисто внешняя: "Мне купят новый портфель", "Я буду взрослым", "У меня будет ручка, как у брата"... Для того чтобы школьный мир с его ежедневными планами и обязанностями не вызвал у ребенка отторжения, малыш должен очень хотеть учиться и, кроме того, хорошо себе представлять, для чего же все-таки существует школа и нужны знания. Говоря академическим языком, к моменту поступления в первый класс у него должна быть создана положительная внутренняя мотивация.
Как появляются мифы
Существует грустная статистика: процент детей, которые не хотят идти в школу, постоянно растет. Почему? Одни дети видят отрицательный опыт своих старших сестер и братьев-школьников. Другим так надоело ежедневно рано вставать в детский сад, что это чувство они автоматически переносят на школу. А есть малыши, которые просто не готовы к учению, потому что еще "не наигрались". У них не было возможности общаться со сверстниками, играть в ролевые игры, чаще они смотрели телепередачи.
У такого ребенка не выработана произвольность - то есть способность действовать по образцу в соответствии с принятыми правилами. Он психологически не готов к школе, и ему не хватает навыков, необходимых для адаптации к новым условиям.
Первая опасность, подстерегающая первоклашку, - восприятие его учителем как одного из многих. Ведь с началом школьной жизни дети меняют не товарищей по играм - они меняют мир, в котором прежнее "Я" становится на одну ступеньку с двадцатью "Я" одноклассников. Для малыша, особенно умненького, с первых дней окруженного подчеркнутым вниманием взрослых, такое растворение в коллективе может обернуться настоящим ударом по самолюбию. Как следствие, у ребенка резко снижается самооценка, и даже мелкое происшествие грозит обернуться неуверенностью в себе. Так в прежде живом и общительном ребенке зарождаются чувство одиночества, комплексы.
Родителям стоит насторожиться, если:
у ребенка проявляется необоснованная агрессивность или, наоборот, пассивность;
он начал часто болеть;
у него появилась патологическая неуверенность в себе;
он выражает нежелание идти в школу;
он избегает общения со сверстниками.
Все эти признаки свидетельствуют о плохой адаптированности ребенка к школе.
Подводные камни
Иногда первоклассник испытывает трудности не из-за социальных причин, а из-за проблем, связанных с недостаточной сформированностью психических функций. У детей это очень распространено. Человеческий мозг состоит из трех блоков. Первый блок отвечает за подачу питания, энергии на два вышележащих уровня.
На втором уровне осуществляются переработка и хранение информации - это блок памяти, восприятия предметов и пространства. А третий блок отвечает за контроль над деятельностью. Как показывают последние исследования в этой области науки, мозг ребенка развивается неравномерно, мозаично.
Ученым-нейропсихологам удалось проследить и охарактеризовать общие тенденции незрелости мозговых структур детей. Самым распространенным явлением оказалась недостаточная сформированность энергетического блока. Ребенок с подобным нарушением не способен долго заниматься одним видом деятельности из-за быстрой утомляемости, что часто ошибочно расценивается окружающими как интеллектуальная несостоятельность.
Когда первоклассницу Олю попросили рассказать, что она понимает под словами "тяжелая работа", девочка сказала: "Школа". У преподавателей нет проблем с Олей, но, вернувшись домой из школы, она подолгу плачет без всякой видимой причины. Если мама делает попытку ее успокоить, спрашивая, чего дочка хочет, она требует то, что в данный момент недосягаемо: "Хочу кота Ваську", а он живет у бабушки, или: "Хочу бабушкиного пирога", а на предложение поехать к бабушке ревет: "Не поеду!" Оля - умненькая девочка, но часто болеет и ребята в классе о ней забывают. А то, что Оля еще и реагирует на все, что ей не по нраву, слезами, вообще отталкивает от нее одноклассников.
Дети, у которых страдает третий блок - блок программирования и контроля, - это те ученики, которые обычно не учитывают общих норм поведения и правила, а, следовательно, и не могут понять, к чему им, собственно, надо адаптироваться. Они могут встать из-за парты во время урока и пройтись по классу или заниматься на диктанте всякой ерундой и мешать соседу. Они забывают, что нужно поднять руку, прежде чем ответить, и выкрикивают сразу то, что знают.
Семилетний Артем не сидит спокойно на уроке, как того требует учительница, его прилежного поведения хватает минут на десять. Оценки в его дневнике многообразны, как фауна Австралии: двойки с тремя минусами чередуются с жирными пятерками. Дома его поступки и игры не имеют смысла: он может, например, обмотать собственный язык веревкой и с упоением так стоять с высунутым языком... С друзьями в классе у него отношения неважные, поскольку часто он абсолютно неосознанно совершает поступки, принимаемые детьми за намеренно вредные. Поведение его становится бесконтрольным, и внешне это выглядит как дурашливость.
Следующим в рейтинге незрелости мозговых структур выступает недостаточность второго блока, из-за которой у школьников страдает память, наблюдаются трудности пространственной ориентации: неточное изображение букв и цифр, неправильное расположение записей в тетради, проблемы с математикой. Эти недостатки приводят к неуспешности, но не так влияют на адаптацию, как предыдущие.
Если ваш ребенок дискомфортно чувствует себя в новой среде или "не сидит" на уроках, не надо пытаться своими силами наладить его отношения с коллективом. Не следует переживать по поводу его нервов и создавать ему особые условия. Его поведение может быть связано с гипер- или гипотонусом после рождения, что говорит о несформированности его психических процессов.
В этом случае нужно обратиться к нейропсихологу, чтобы точно определить, какой участок мозга недостаточно сформирован. Специалист поможет подобрать соответствующие коррекционные упражнения или подсказать, за счет каких сильных звеньев головного мозга можно компенсировать недостаточность других.
А если он особенный?
Есть такие дети - их немного, - которые учатся всему шутя, получая знания будто из воздуха. Появление в классе ребенка, выделяющегося на фоне остальных способностями, обычно не вызывает восторга у окружающих. Вот типичный пример.
Нина пришла в первый класс полностью подготовленной, причем специально этим никто не занимался. Когда Нина бегло прочитала небольшой рассказик, учительница ей сказала: "Как ты хорошо читаешь! Попробуй-ка статью из газеты". Девочка легко справилась и с этим заданием. "Вот, дети, как надо читать!" - поставила ее в пример учительница. А потом оказалось, что и по всем остальным предметам Нина опережает одноклассников. Но дети почему-то перестали с ней дружить. И девочка, самая маленькая в классе по росту, стала на переменах сидеть под партой. Ситуацию вовремя поняла учительница, и девочку перевели в другую школу - с усложненной программой, где она стала чувствовать себя как рыба в воде.
Если уже через пару недель после того, как ваш ребенок пошел в первый класс, вы стали замечать, что к "свету знаний" он явно не тянется, по утрам встает с неохотой, а иногда и со слезами, это первый признак того, что ему плохо в этом классе. В подобной ситуации будет лучше подобрать другую школу или класс, более подходящий по уровню. А лучше всего сначала проконсультироваться со специалистом.
Автор: Мария Демина
При подготовке статьи использованы материалы
А.Е.Соболевой, Е.Н.Емельяновой
"Решаем школьные проблемы.
Советы нейропсихолога.", 2009. Изд.: Питер, с. 144.
Обсудить вопросы школьной жизни можно на форуме
"Школа. Желаемое и действительное"
Читайте также:
Кризис 7 лет
Школьники. Сменить школу?
Особенности периода младшего школьного возраста
Почему ребенку-школьнику необходимо иметь "свою территорию"?
Отзывы
Написать комментарий
Оценить:
Никто еще не оставил комментариев.
Авторизуйтесь
чтобы присоединиться к дискуссии!
Читайте также
"Не хочу в школу" или как родителям решать проблемы адаптации школьников
Какие бывают нарушения речи
Как первокласснику адаптироваться к школе?
Как вести себя с ребенком - первоклассником
Другие материалы
Статьи
Беременность
Воспитание
Гороскоп
все теги
Новости
Нижегородские новости
Здоровье
Образование
События
все теги
Афиша
Спектакли
Кинофильмы
Мультфильмы
все теги
Новости компаний
Как получить QR-код вакцинированного или переболевшего: подробная инструкция
Для чего нужен QR-код, кто и как его может получить. Все отв
...
«Мультипасс 800»: что это такое и как получить в Нижнем Новгороде?
Разбираемся, для чего нужен новый документ и как его оформит
...
Выплаты беременным, вставшим на учет в ранние сроки: ответы на самые часто задаваемые вопросы
Разъяснения Пенсионного фонда про новое пособие беременным.
...
Противопоказания к вакцинам от COVID-19: когда нельзя делать прививку?
Публикуем противопоказаниям ко всем российским вакцинам от к
...
Где сделать прививку от COVID-19 в Нижнем Новгороде
Список прививочных пунктов в Нижнем Новгороде.
...