Физическое развитие детей



Из разных источников всем известно о целительной силе движения. В древности говорили : «Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении». Конечно, развивать двигательную активность ребенка нужно начиная с самого раннего возраста, т.к. под влиянием физических упражнений укрепляется нервная система, происходит развитие скелетных мышц, улучшается деятельность сердца, легких и других органов Занятия физкультурой оказывают благотворное влияние и на интеллект.

Для развития ребенка важно не только проводить регулярные спортивные занятия, но и поощрять его двигательную активность в свободное время. Пока ребенок совсем маленький желательно как можно меньше ограничивать его разнообразными загородками, манежем и т.д., лучше постараться заранее изменить интерьер квартиры так, чтобы он мог двигаться, не нанося себе вреда – закрыть острые углы, заткнуть розетки, убрать бьющиеся предметы. Начиная примерно с 2 лет можно уже проводить с ребенком зарядку с несложными упражнениями – бегом, прыжками, движениями под музыку.


При выполнении физических упражнений важно соблюдать следующие рекомендации.

  1. Заниматься лучше всего на природе или в хорошо проветриваемом помещении.
  2. Ребенку надо подобрать коврик для занятий – не слишком мягкий и приятной расцветки.
  3. Одежда должна быть удобной – не стесняющей движений и желательно из хлопчатобумажной ткани.
  4. Проводить занятия следует через 2 часа после приема пищи или утром, до завтрака.
  5. Желательно, чтобы занятия были регулярными и ежедневными.
  6. Очень важно, чтобы взрослый не занимал роль наблюдателя, а сам занимался вместе с ребенком.

Дальше мы приведем упражнения для утренней зарядки. Каждое утро можно выбирать из них несколько упражнений на свое усмотрение и выполнять их с ребенком.


Ходьба


  1. Походка великана. Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуться как можно выше. Идти вперед.
  2. Походка карлика. Сесть на корточки и походить в таком положении.
  3. Походка аиста. Сгибаем ногу в колене, вытягиваем ее вперед и только затем ставим на землю. Руки в стороны, подбородок поднят.
  4. Походка собачки. Встать на четвереньки и добежать от одного конца комнаты до другого, можно бежать вместе наперегонки.
  5. Походка медведя. Встать на четвереньки и медленно идти, переставляя сначала одновременно правую ногу с правой рукой, потом левую ногу с левой рукой, покачиваясь, как мишка.
  6. Лошадка. Высоко поднимая колено вверх, делаем шаг вперед все время одной ногой, вторую приставляем. Потом повторяем то же самое с другой ноги.

Прыжки

  1. Прыжки лягушки. Присесть на корточки. Подпрыгнуть и снова приземлиться на корточки.
  2. Прыжки воробья. Прыгаем одновременно на двух ногах, расставив руки, как крылья, в стороны.

Упражнения на укрепление мышц живота

  1. Лежа на спине, делаем «велосипед» ногами.
  2. Воздушная лестница. Лежа на спине, поднимаем ноги снизу вверх, перебирая ими, как будто поднимаемся по лестнице. Затем «спускаемся».
  3. Змея. Лежа на спине, руки разводим в стороны на уровне плеч, ноги прижимаем друг к другу, поднимаем вверх и размахиваем ими из стороны в сторону.
  4. Футбол в воздухе. Лежа на спине, подтягиваем колени к груди. Бьем то правой то левой ногой по воображаемому мячу.

Укрепление мышц спины

  1. Самолет. Ноги вместе, руки разводим в стороны на высоту плеч. Наклоняемся вперед и поворачиваемся вправо и влево. «Крылья» наклонять в сторону поворота.
  2. Ветряная мельница. Стоя, слегка расставив ноги описываем руками круги в воздухе, постепенно убыстряя движения.
  3. Дровосек. Представляем, что у нас в руках большой топор. Замахиваемся и ударяем изо всех сил по воображаемому бревну.
  4. Косарь. Делаем взмахи руками из стороны в сторону, как будто косим траву.
  5. Котенок. Встаем на четвереньки, плечи опускаем как можно ближе к полу и так передвигаемся, прогнув спину.
  6. Гребля. Сидя на коврике, складываем ноги по-турецки и опираемся руками об пол с двух сторон. Затем начинаем грести руками вперед и назад по очереди, не забывая следить за осанкой.

На улице во время прогулки можно играть с ребенком в подвижные игры. Конечно, особенно интересно, когда вместе с ребенком в них принимают участие его друзья. Первая игра – «У медведя во бору». «Медведь» встает лицом к дереву. Остальные отходят от него шагов на 15 и по команде начинают двигаться в его сторону, приговаривая:
У медведя на бору
Грибы – ягоды беру
А медведь не спит
Все на нас глядит…!
С последними словами стараются коснуться рукой его спины. Медведь же в свою очередь с последними словами разворачивается и догоняет детей. Тот, кого догнали, становится следующим медведем.


Изо всех простых игр с мячом самой любимой остается «Съедобное - несъедобное». Ведущий бросает мяч одному из игроков и называет какой-нибудь предмет. Игрок должен поймать мяч, если предмет съедобный и оттолкнуть – если несъедобный.


Еще одна игра с мячом – «Лови, бросай, мяч не потеряй». Дети стоят в кругу и перекидывают друг другу мяч. Если игрок не поймал мяч – садится в центр круга и пытается перехватить мяч.


Можно поиграть с ребенком в футбол. Для этого на земле мелом или камушками надо обозначить ворота. Ребенок отходит от ворот (чем старше ребенок, тем больше расстояние), ставит мяч на землю и с разбега пытается забить гол.


Игра «Волки и зайчата». Дети делятся на волков, зайчат и сову. Ведущий говорит «Наступает ночь. Все спят. На охоту выходит сова».Все замерли, сова просыпается, облетает всех. Если кто-то шевельнулся – сова забирает к себе. Сова возвращается. Ведущий говорит «Наступает утро. Волки еще спят». Зайцы встают, потягиваются, выходят из домика, делают небольшую зарядку. Ведущий говорит «Проснулись волки». Зайцы убегают в домик, волки пытаются их догнать.


Дома вы можете устроить для ребенка полосу препятствий в контексте какой-нибудь игры-путешествия. Например разложить на полу кочки – тканные мешочки, некоторые из которых наполнены песком, некоторые – крупами, некоторые – мелкими камушками. Мешочки можно пронумеровать и прыгать по ним от 1 до 10 или в любом другом порядке. Далее – ходьба по доске – гладкой или ребристой, горизонтальной или наклонной. Ходить по доске, как и по мешочкам следует босиком, систематическое их использование позволяет избежать плоскостопия. На пути может встретиться забор или пригорок, через который надо перелезть (стульчик, накрытий покрывалом) и мост, под которым надо проползти (большой стул или ряд стульев). В конце можно использовать кольцеброс.


Для домашних занятий очень полезен спортивный комплекс – шведская стенка, канат, веревочная лестница, кольца, трапеция. Приобрести его можно в спортивных магазинах или прямо на базе. Стоимость такого комплекса – от 2,5 тысяч рублей.


Уже в два - три года можно приобщать ребенка к разным видам спорта. Летом это, конечно, велосипед. Зимой – лыжи и коньки. Начинать кататься на лыжах можно и в своем дворе, но интереснее всего делать это во время прогулки по лесу, на хорошей лыжне. Учиться кататься на лыжах можно сразу с палками, чтобы ребенок привыкал отталкиваться палками и координировать движения рук и ног. При катании на коньках очень важно сразу научиться правильно падать и вставать на льду. Затем ребенок учится держать равновесие, передвигаться по льду – сначала шагами, потом уже скользить. Если своих лыж и коньков у ребенка пока нет, можно взять их напрокат на лыжных базах и катках. Еще зимой огромное удовольствие доставляет построение замка из снега. Можно лепить снеговиков, разных зверушек, особенно интересно потом раскрасить их красками.


В заключение надо заметить, что в любых спортивных занятиях и подвижных играх очень важную роль играет настрой ребенка и активное участие взрослого. Самый лучший способ научить ребенка какому-либо виду спорта – это заниматься спортом вместе с ним. Когда вся семья – мама, папа и малыш – катается на лыжах, на коньках, ходит в походы вместе, то это не только принесет пользу, но и доставит всем огромную радость.




Китаичева Лариса
Педагог – психолог

Оценить:
Никто еще не оставил комментариев.

Авторизуйтесь чтобы присоединиться к дискуссии!