Медицина Образование Досуг Путешествия Афиша Интенсивный курс подготовки к школе
Реклама
Меню

Реклама
Разделы

Все разделы


Новости
компаний

Образовательный центр "Диво"


Детский сад на ул. Родионова! От 15 000 рублей. Приглашаем на День открытых дверей 25 марта! Развивающие занятия, организация детских праздников, летние детские лагеря >>

ПтиКРЭФ - Частный трехъязычный детский сад





Частный трёхъязычный детский центр P’titCREF открывает набор в группы детского сада и обучения языкам. Телефон 413-06-41 >>

ДТЦ "Будущие инженеры и программисты"





Детский технологический центр БИП приглашает ребят 5-14 лет строить лего-роботов на пр.Гагарина, 50, пр.Октября, 20 и ул.Культуры, 15а. Развитие инженерного мышления с помощью конструкторов Лего. Запись по тел. 283-58-32 >>

Игровой центр развития "Кубик"


Набор на 2016-2017 уч.год. Детский сад (от 2 лет). Группа временного пребывания (от 2 лет). Группа выходного дня! Школы развития по возрастам (от 1 до 7 лет) Интенсивный курс подготовки к школе >>
Тел: 291-73-73; 
8-953-558-77-77

Реклама
.
.
Реклама

Рисование с ребенком: забудьте шаблоны



Гуляя по парку, мама вдруг остановилась: «Витька, ты смотри! Ты только посмотри!» «Что мам, что?» заинтересовался 5-ти летний мальчик. «Ты посмотри, какой закат! А какое небо…» Витя внимательно посмотрел на небо, но видимо не увидел ничего интересного и продолжил скакать вокруг мамы, как будто он прячется от бандитов. «Удивительное…» продолжала мечтательно мама: «а знаешь, что оно мне цветом напоминает, угадай?» «Не, не знаю, что?» спросил Витя, не переставая играть. «Кое-что круглое, на букву г». Сын замедлил шаги: груша? Грибы? «Неа, грейпфрут! Правда похоже? А еще слива как у дедушки в саду, а воооон там - небо как компот» и мама тихонько засмеялась…Витя еще раз внимательно посмотрел на небо, подумал и помчался догонять маму с криками: «разведчики, в бой!»… У самого подъезда, мама вдруг сказала: «а давай закроем глаза и послушаем вечер?» «Это как?» «А вот так», мама сама закрыла глаза, приложила палец к губам: «тсс…» и стала слушать. «А я воздух лижу» -добавила она – «он такой вкусный…А у тебя какой – сладкий или соленый?» Через несколько минут, Вите это все надоело, и он побежал к лифту. Раздеваясь, дома рассказывал бабушке, что он застрелил 150 бандитов, а они их окружили, а бомбы взорвались… «А еще мы воздух ели – у меня был как клубника, а у мамы как чеснок, фууу… А что кушать, баб, я есть хочу…»

После ужина Витя играл. Мама достала краски, кисточки, застелила пол большой клеенкой, в ведерко из-под майонеза налила воды, и села рисовать. Она просто закрашивала листы разноцветными красками, иногда краски смешивались и получались пятна, ручейки и разводы – иногда красивые, иногда грязно-серые.
«Ой, мам, а ты что делаешь?» спросил Витя, заглянувший на кухню и увидевший маму, что-то увлеченно рисующую. К тому же мама сидела на полу. «Рисую…»
«А что это у тебя? Какие-то каля-маля…Ты что, маленькая? Нарисуй машину».
«Для тебя это может и каля-маля, а для меня это Настроение.»
«А как это?»
«Ну смотри, мы с тобой гуляли, и все было такое красивое, и небо как компот с грейпфрутами, и запах вечера и вкусный воздух и даже машины весело тарахтели…Вот мне очень все это захотелось нарисовать. А то, как я папе это все объясню – его же с нами не было, а так нарисую и покажу. И всегда смогу глядя на рисунок вспомнить. Как мы гуляли…» рассказывала мама, не прекращая рисовать.
«А вот это у тебя что, машина?»
«Не знаю, может машина, а может солнышко заходящее».
«Ха, так не бывает, синее солнышко…»
«во-первых, это сиреневый цвет, а не синий, а во-вторых на моем рисунке все может быть так как я хочу – может это не само солнышко, а щекотка от его лучиков, а вот здесь, где оранжевое – это ты смеешься, понял?»
«Как это – я смеюсь? Меня же здесь нет?»
«Ты есть, просто ты не фигуркой нарисован – руки, ноги, 2 уха, кстати, грязных, и сладкий нос» - мама между делом чмокнула Витьку в нос, «а ты такой, какой ты в моем сердце.
Мама перестала рисовать и посмотрела на сына:
«Вот ты же сердишься на меня, когда я тебе не разрешаю много мультиков смотреть. А как ты злость нарисуешь? Я вот умею. Только я сейчас добрая и хочу доброту рисовать. А нарисовать можно все-все-все. Главное на чем и чем».

В тот день Витя убежал дальше играть, но вечером рассказывал папе, показывая мамин рисунок, повешенный на стенку в коридоре, что «нарисовать можно все-все-все и даже если ты пап будешь злой, это тоже можно нарисовать».

С тех пор мама еще пару раз рисовала разные настроения: после прогулки, после гостей и просто так. Витя садился рядом, минут 5 рисовал, много спрашивал маму, и рисовал свои любимые танки, а потом убегал.

Однажды Витя был в скверном настроении после садика и они с мамой поссорились – мама не разрешила съесть мороженное до ужина и не дала посмотреть мультики и что-то еще и Витька начал хулиганить…
Когда он распинал всю обувь по коридору, Мама резко шла на кухню, схватила бумагу, краски и стала что-то активно рисовать. Она красной краской резко чертила полосы. Витя ждал, что мама начнет кричать на него, удивился. «Мам, а ты чего делаешь?» спросил он через пару минут, так и не дождавшись головомойки.
«Я злюсь. И чтобы не накричать на тебя или не отшлепать – я рисую свою злость».
Витя стал присматриваться в рисунок – «Да у тебя просто красные черточки какие-то». «Значит сегодня моя злость такая – это ее портрет. А вот это я нарисовала как мне обидно, что я мыла пол, а ты раскидываешь грязную обувь. А вот здесь я рисую, как мне жалко, что я не могу тебе почитать сейчас, так как мне надо приготовить обед…Хочешь нарисовать как ты на меня обиделся и разозлился?» Витя кивнул. Мама придвинула краски и лист.
«Вот здесь я злюсь, что ты мне не дала мороженное». «А почему, знаешь?» «Ну… потому что я еще не ел картошку и котлету». «Ты их будешь рисовать – хочешь? – как я жарю котлеты, и как они пахнут» «Ага, вот они» – и Витя нарисовал кружочки в большом круге и дым от них…
«А где мороженное – в холодильнике?»
Витя нарисовал холодильник с мороженным.
«А как ты злишься?» Витя стал чертить лихорадочно по бумаге, как он это делал, рисуя взрыв.
«А может, ты придумаешь, как нам решить эту проблему?»
«Ну, я сейчас съем маааленький кусок, а после ужина все».
«А еще какие-нибудь варианты есть? Может, мы нарисуем, как ты кладешь его в тарелку и ставишь на стол. А после ужина отправляешь себе в рот?»
К счастью, этот конфликт решился легко…

---


Дети, как правило, очень любят рисовать. До определенного момента. А потом перестают – правда, забавно – почему?
В тот раз Витиной маме рисование помогло решить ссору. Но это не главное. Намного важнее, что Витя полюбил рисовать, и что мама смогла показать Вите эмоциональную составляющую человека.

Так почему же дети перестают рисовать и что, вообще в нем ценного?
Творчество ребенка заканчивается там, где начинаются указания: ЧТО рисовать и КАК рисовать.

Сначала выясняется что он не так держит кисточку, не так ее двигает, слишком много берет краски и вообще «колошматит» ею изо всех сил так, словно хочет ее забить в стол. Потом он делает всего один малюсенький мазочек на листе и хочет брать чистый лист – уже целую гору «измазюкал».
К тому же есть правила, как надо мыть и отжимать кисточку, НЕ брызгая водой, НЕ капая, НЕ делая неаакуратностей, НЕ пачкая краски другими цветами….К 3-5 годам дети уже вполне поддаются дрессуре и начинают выполнять весь спектр правил. И тут выясняется, что есть новые правила: Что солнышко круглое и желтое, домик квадратный и вообще все вокруг нас имеет четкую геометрическую форму определенного цвета, а «каля-маля» – это плохо – или ты неаккуратный или «маленький что-ли».

Некоторые дети сходят «с дистанции» еще на первом этапе – особенно если они много пачкаются и пачкают все вокруг, а мамы очень сердятся. Зачем им , (детям то есть) это надо – мама только злиться будет, да ну его это рисование от греха подальше. Другие теряют интерес, когда им начинают навязывать что и как рисовать – оказывается или не соответствуешь или скучно становится («у тебя плохие грибочки – не ровные и солнце синее – так не бывает, посмотри, как у Оли аккуратно заштриховано», «ты что маленький – такую ерунду рисуешь»

К школе детей любящих рисовать остается совсем мало – многих записывают в художественные школы – и здесь загоняют в еще большие рамки, потому что все замечательные навыки, которым там обучают – ничто, если ребенок уже разучился рисовать с душой, открыто, не боясь осуждения. Только редкие единицы становятся не просто профессионалами, а по настоящему художниками.

------


Что такого ценного в рисовании? Зачем прикладывать усилия, чтобы ребенок это полюбил, точнее не разлюбил?

Любое творчество – это дверь во внутренний мир, это дорога к детской душе. Именно поэтому рисование активно используется в арт-терапии. В психологии есть такое понятие как подсознательное, и все корни проблем с которыми человек сталкивается в жизни лежат именно в области подсознательного - воспоминания о полученных в детстве стрессовых ситуациях. В-основном, это неудовлетворенная потребность в абсолютной любви и принятии родителями, в их неодобрении и отторжении - что для маленького ребенка от самого рождения до 3 лет, но в особенности первых 3-6 месяцев является критическим для дальнейшего выживания и формирования себя, своих моделей поведения и самооценки на протяжении всей дальнейшей жизни.

Рисуя, мы очень мягко и безболезненно входим в область подсознания, даже не понимая этого. Хороший психолог, специализирующийся в арт-терапии по нескольким рисункам выявит у ребенка все проблемные зоны. Но самое главное в рисовании – это не диагностика проблемы – что, безусловно, ценно для психолога или понимающего в этом родителя (дабы распознать во время тревожные звоночки). Самым ценным является удивительная способность проживать стрессовую ситуацию в творчестве – в данном случае посредством рисования. Это происходит независимо от наших желаний и умений – взрослый или ребенок, эрудированный родитель или далекий от психологии человек – любой из нас в равной степени может прожить «арт-терапевтический сеанс», даже и не подозревая об этом, просто рисуя. В рисунке выходят страхи, сомнения, радости и потаенные желания, зажатые эмоции и переживания – что особенно ценно для детей. В нашей культуре не принято переживать эмоциональные состояния и выходить из них – бояться стыдно, плакать стыдно, кричать, пинать или как-то еще яро выражать свое состояние запрещено. Даже двигательная активность – не приветствуется. И в ребенке это копится, копится – непройденный до конца страх, непроплаканная обида, невыкриченная-невыплеснутая душевная боль. Но запирать и контролировать до бесконечности ребенок не может. Выходом могут стать психосоматические проявления, конфликтное поведение и пр.

Но дети народ изобретательный – и они творят – рисуют – рисуют танки, пистолеты, взрывы (агрессия), дома, родителей, себя (семейные конфликты), принцесс (непринятие себя – желание быть красивой, нравится) и т.д. Они рисуют мечты, страхи, желания, любовь и ненависть, обиду и зависть – все то, что бурлит внутри их маленьких сердечек. И прорисовывая свою жизнь, они оставляют на бумаге все то зажатое и невысказанное, что позволяет опустошить или хотя бы не дать «внутреннему котлу» наполнится и взорваться. А при определенном внимании, дети иногда параллельно проговаривают или учатся говорить о своих чувствах. И бывает так, что, нарисовав – то есть, вынув из потемков на свет, а потом вербализировав, то есть поговорив о рисунке и связанном с ним событиями-состояниями, какой-то застрявший в душе ребенка кусочек исчезает-растворяется в никуда. В случае с вербализацией, речь, все-таки, идет или о помощи специалиста или освоении родителем определенных навыков, дабы не ухудшить ситуацию.

Рисунок может при этом быть не обязательно тематический. С раннего детства родители обожают давать названия любой закорючке, поставленной ребенком на бумагу. Там угадывается солнышко, киса, машина, дом, мама и т.п. Впоследствии ребенок перестает воспринимать рисование как процесс наложения цвета на бумагу, он начинает стремиться к подражательной манере, что удается очень немногим, в связи с чем, вскоре появляется ярлык «к рисованию неспособный». Процесс «каля-маля» родителями не приветствуется: «ты что, маленький?» Но это - тоже рисование, не начальный этап, не подготовка – а полноценное рисование. И простое закрашивание листа красками имеет ничуть не меньший терапевтический эффект. Так что если ваш ребенок уже месяц красит лист в один и тот же цвет – дайте ему пройти эту стадию, значит там что-то беспокоит, значит где-то сидит заноза и мешает двигаться дальше. Можно насильно переместить ребенка по его личной линии развития – скажем, запретить «мазюкать» - но проблема не исчезнет, и будет или тормозить, или искать иной выход или просто останется еще один ядовитый шип внутри.

Ни один рисунок нельзя повторить абсолютно одинаковым дважды! В этом и заключается великая сила творчество - оно проистекает от души, а не от постановки кисти и навыков рисования. Именно в чистые моменты проживания глубоких чувств, то есть когда рисунок не потому, что сейчас его задали и НАДО именно так нарисовать, а когда рука сами идет за сердцем, именно в эти мгновенья рождаются восхитительные произведения. Они могут оказаться некрасивыми на наш приученный с дет.сада вкус, но именно они обладают самой большой силой.

Навык творчества – замечательнейший навык, который пригодится ребенку, когда он вырастет. Умение превращать ежедневную рутину в занимательный процесс – залог интересной и насыщенной жизни.

Есть одно, самое ценное правило – хотите изменить другого, начните с себя! Попробуйте не из воспитательных мотивов, а для себя наслаждаться окружающим миром и самим собой. Прислушивайтесь к себе – какие запахи вы чувствуете, что вам нравится, звуки, цвета, тактильные и вкусовые ощущения. Попробуйте нарисовать что вы испытываете от лимона и от мармелада. Какая вы грустная или уставшая. И ребенок обязательно к вам присоединится.

А еще – не жалейте красок, кисточек и бумагу! Ярких вам пятен в жизни!

Самое главное - это возможность выражать свой внутренний мир – свои переживания, эмоции, страхи и сомнения – все то, что бурлит внутри

Янина Фридман
Центр "Волшебный свет"

.
.
.
.
 
Реклама

 
.
.
Реклама
Реклама
Реклама
Статьи

Все статьи

Поможем
вместе!

Проект "Сохраним ребенка в семье!"


НРОО "Детский проект" собирает средства на проект "Сохраним ребенка в семье!"


Опросы
  1. Вы откладываете деньги?
Поздравляем!
маму Eva с днем рождения


Рассылка
новостей
Новости НН-МАМА: все для нижегородских родителей

Подписаться письмом


О проекте | Рекламодателям | Контакты
© 2006-2017 НН-МАМА Сайт для нижегородских родителей
Поддержка и обслуживание сайта - РА Имиджпром
Кубик

???????@Mail.ru