Статьи Учимся, играя
15:40, 19 октября 2007
0
0

О пользе игр на пространственную ориентацию



Однажды, желая продемонстрировать родителям будущих первоклассников реальные трудности, с которыми скоро столкнутся их дети, я устроила им маленькую игровую экзекуцию: положила на столы карандаши, листочки в клеточку и предложила выполнить упражнение - ставить точки под диктовку. Не подозревавшие о моем коварстве родители пожали плечами, взяли карандаши и с некоторой снисходительностью (даже вялостью) нарисовали первый значок "в крайней клеточке левого верхнего угла". Затем им было предложено отступить три клеточки вниз и две клеточки вправо и там поставить точку. Еще одну рядом и т. д. Количество точек росло, темп диктанта увеличивался. Родители встрепенулись, сосредоточились. У некоторых даже глаза от азарта заблестели. Но в какой-то момент даже самые выносливые не выдержали - побросали карандаши: не угнаться за инструкцией, несмотря на требовательность учительской интонации.


"А теперь, - подвела я итог, - представьте себе своего будущего первоклассника, которому с первого школьного дня придется сражаться с легионом этих точек, этих маленьких непослушных врагов, отнимающих силы и желание учиться. К этому сражению надо приготовиться заранее..."


Расстановка точек, заголовки, названия упражнений, правильное оформление работы практически для всех маленьких детей представляют сложный момент школьной жизни. Особенно для детей домашних, не прошедших через систему детского сада. Эти малыши обычно отличаются развитой речью, богатым воображением, даже читать уже умеют. Но работа в тетради становится для них пыткой, потому что требует жесткой дисциплинированности. Сама ее расчерченная плоскость "загоняет" ребенка в графу, в клетку.


К противостоянию таким сложностям и надо подготовить малыша. Здесь помогут игры на пространственную ориентацию - в том числе и на листе бумаги.


Этап первый


Первый этап связан с упражнениями на усвоение и автоматизацию понятий вперед - назад, справа - слева. Начинать их можно с того момента, когда малыш запомнит, где у него находится правая рука.

Игра "Правый глаз"


Вы просите ребенка показать правую ручку, ножку, правое плечо, правую коленку, правый локоть и т. д.

Можно чередовать просьбы показать что-нибудь "правое" и что-нибудь "левое". Если ребенок легко справляется с этими заданиями, можно перейти к просьбам что-нибудь сделать правой или левой рукой (сжать кулачок, поднять руку вверх), подмигнуть правым (левым) глазом, пожать правым (левым) плечом, согнуть правую (левую) коленку и т. д.

Далее можно просить правой рукой коснуться левого плеча, левого уха, левой ноги, а левой рукой, наоборот, дотронуться до правого уха, правой ноги и т. д. 


С увеличением темпа словесных инструкций повышается сложность игры.


Игра "Обезьянки"


В игре "Обезьянки" появляется водящий. Играющие становятся напротив водящего. Он показывает движение, сопровождая его словесным указанием. Например, вытягивает вперед руку и говорит: "Правая". "Обезьянки" должны повторить движение той рукой, которую назвал водящий.

В усложненном варианте игры водящий показывает движение неверной рукой (ногой, плечом), а игроки должны не сбиваться, следуя словесной инструкции.


Кого загадали?


Для игры вместе с малышом отберите несколько игрушек - они должны быть достаточно крупными и отличаться друг от друга. Можно взять куклу, мишку, зайчика и т. д. Посадите ребенка на стульчик, а игрушки расположите вокруг него. Скажите, что загадали одну из них и ему нужно угадать, какую именно. Вы говорите: "Эта игрушка сидит за тобой (или перед тобой, справа от тебя и т. д.)". Потом поменяйтесь с малышом ролями. Он будет загадывать и сообщать вам "адрес" игрушки, а вы попробуете отгадать. Можете время от времени и ошибаться - ребенок будет вас поправлять.

Развивающий коврик


Возьмите квадратный или прямоугольный коврик, прикрепите к нему неширокую тесьму так, чтобы она разделила коврик на четыре квадрата. Попросите ребенка принести его любимую игрушку, потом сядьте вместе с ним по одну сторону коврика и покажите, где правая часть, а где левая. Попросите малыша посадить игрушку на правую часть коврика, а потом на левую. Потом покажите, где находится правый верхний угол коврика, а где левый верхний. Пусть попробует сам догадаться, где правый нижний угол, и поместит игрушку туда. Если видите, что пока ребенку трудно освоиться с новыми понятиями, помогите ему. Попросите его показать по очереди сначала правую руку, потом правую часть коврика, потом правый верхний угол. Задание можно разнообразить: малыш может не только перемещать игрушки, следуя вашим указаниям, но и помещать их по своему усмотрению в любой из квадратов. Но тогда просите его рассказать, где находятся его игрушки.

Что под ладошкой?


Малыш без труда находит предметы, размещенные справа и слева от него (см. предыдущую игру "Развивающий коврик"). Теперь можно от коврика с настоящими игрушками перейти к картонной табличке из четырех квадратов с яркой картинкой в каждом из них. Попросите ребенка, чтобы он положил правую ладошку на правую часть таблички и рассказал, что нарисовано на правой стороне таблички. То же с левой ладошкой. Теперь пусть попробует сказать, что он видит, допустим, в правом верхнем углу таблички. Если ребенок уверенно справляется с заданиями, попробуйте "ошибиться": "Я вижу, что в левом нижнем углу нарисовано яблоко. А ты как думаешь?"

Игра "На параде"


Для этой игры вам пригодится коллекция пластмассовых игрушек из шоколадных яиц или любой другой набор маленьких игрушечных существ. Их надо будет строить в соответствии с указаниями водящего - генерала. Роль генерала поначалу выполняет взрослый.


Играют на столе или на полу. В центре плоскости, отведенной для игры, кладут картонный кружочек - начальную точку отсчета.


Генерал командует: "Зайчик, встань передо мной! Лисенок, встань справа от зайчика. Гномик, встань перед лисенком! Индеец, займи место за зайчиком". И так далее.


После того как все игрушки выстроятся перед генералом, можно дать салют: прохлопать и протопать столько раз, сколько участников парада выстроилось на столе.


Эту игру можно усложнять, меняя положение персонажей по отношению к ребенку. Ребенок может смотреть на игрушки со стороны генерала. Тогда они окажутся лицом к нему. А может смотреть на них с другой стороны - со спины. И в том, и в другом случае он должен уметь ориентироваться.


Если этот вариант игры освоен, можно попробовать проводить построение на шахматной доске (или на листе бумаге, расчерченном на крупные клетки). За начало отсчета выбирается любая клетка, которую укажет водящий.


Кстати, в качестве войска можно использовать шахматные фигуры и заодно выучить их названия.


Справа и слева


Подберите картинки или открытки, на которых изображены несколько детей или зверюшек. Попросите ребенка ответить на вопрос: "Кто сидит справа от мишки? Назови всех, кто сидит левее зайчика" и т. д. То же упражнение можно сделать с помощью игрушек, любых предметов, расположив их на столе.

Внутри и снаружи


Попробуйте объяснить ребенку разницу между понятиями "внутри" и "снаружи". Можно сделать это с помощью обыкновенной коробки. Пусть ребенок заберется в нее и попробует сделать в ней какие-нибудь движения. Потом предложите малышу выбраться из коробки и проделать те же движения, стоя рядом с ней. Потом опять подвигаться внутри коробки - и опять выбраться наружу. А теперь отвернитесь и попробуйте угадать, где - внутри или снаружи - находится ребенок. Скажите: "Раз, два, три! Ты где, говори!" Пусть малыш ответит: "Здесь!" - "Ты внутри, правильно?" Заметит ли ребенок, если вы не угадаете?

Я робот!


Попросите малыша представить, что он умный робот, который умеет точно выполнять команды своего конструктора. Взрослый подает команды: "Робот, сделай два шага вперед, поворот налево.

Руки за спину, один шаг назад.
Поворот налево, три шага вперед.
Руки вперед".


Молодец! А теперь ты, робот, попал в очень темную пещеру, в которой ничего не видно. Закрой глаза и продолжай работать с закрытыми глазами.


"Поворот направо, руки вниз.
2 шага назад, 2 поворота направо, 3 шага вперед.
Вот ты и оказался в нужном месте. Открой глаза".


Можно заранее приготовить приз для вашего робота за правильное выполнение указаний. Если роль робота не слишком привлекает ребенка, игру можно модифицировал, превратив ее в поиск "клада". В этом варианте малыш отправляется на поиски спрятанного в комнате "клада" - игрушки или угощения.


Примечание: меняйтесь с ребенком ролями. Пусть он, становясь ведущим в игре, учится отдавать пространственные команды и оценивать правильность их исполнения.


Этап второй


Когда малыш освоит подобные игры, можно перейти к простейшим графическим диктантам.

Для начала покажите ему, как проводить горизонтальные и вертикальные линии на листе бумаги. Лучше делать это без линейки. Получается кривовато, но зато полезно для развития глазомера и руки. Для работы давайте лист квадратной формы. Постепенно малыш научится самостоятельно расчерчивать листок бумаги на шестнадцать ячеек, напоминающих клеточки, уже знакомые ребенку по предыдущим играм.


Предположим, что ваш малыш уже знает названия некоторых плоскостных геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, ромб и т. п.) Если нет, покажите их ему, предложите начертить, вырезать.


После этого можно поиграть в парад фигур. Скажите, что квадраты и треугольники будут строиться на листе бумаги так же, как это делали зайцы и индейцы перед генералом.


Вместе с ребенком уточните, где находятся верхние углы, а где - нижние, где располагается левый верхний угол, а где - правый нижний, и так далее.


Теперь можно диктовать: "В крайней клеточке левого верхнего угла нарисуй квадрат. Отступи две клеточки вниз и нарисуй треугольник. От треугольника отступи вправо четыре клетки и нарисуй окружность". Лучше сразу учить ребенка различать окружность и круг: окружность - граница круга.


Вы должны рисовать одновременно с ребенком на своем листе, чтобы потом была возможность сравнить результаты диктанта.


Когда станет ясно, что ребенок освоился с таким видом работы, передайте ему "учительские" функции. Известно, что в результате преподавания лучше всего обучается сам учитель. Как в старом анекдоте: "Я объяснял это столько раз, что наконец все сам понял". Не воспользоваться подобной возможностью просто грешно! Теперь ребенок будет вам диктовать.


Здесь возможны два варианта.


Вариант первый. Ребенок сначала заготавливает диктант: расчерчивает лист на квадратики, рисует красным карандашом фигуру, с которой надо начинать диктовку, заполняет некоторые клеточки по собственному усмотрению и потом "читает" вам написанное.
Читать графический диктант - тоже очень полезное дело.


Вариант второй. Ребенок работает параллельно с вами: чертит и одновременно диктует.


Что сложнее - первый или второй вариант, сказать трудно. Надо пробовать и так, и эдак.


Чтобы усилить значимость учительской роли, вы даже можете договориться с ребенком об оценках, которые он будет вам ставить. Здесь, правда, возможны сложности, поскольку сам учитель имеет еще мало опыта.


Надо оговорить условия: например, вы получаете пятерку (ее своей рукой выводит ребенок), если и ваш, и учительский диктант совпадают. Если имеются расхождения, все, к сожалению, придется переписывать.


С какого-то момента, когда вы уже уверены в ребенке или у вас есть возможность приобщить к игре третьего - взрослого - игрока (например бабушку), можно попробовать специально допускать ошибки, которые учителю необходимо обнаружить. Но это уже высший пилотаж.


"Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь"


Перед выполнением упражнения приготовьте лист бумаги, в середине которого нарисуйте круг.

Основная цель этого задания - научиться ориентироваться в пространстве, используя понятия "лево", "право", "верх", "низ", "между", "над", "под", "за" и т. д. Упражнение не требует предварительной подготовки. Вы можете самостоятельно разнообразить инструкции со словесным обозначением местоположения фигур на листе - мы дали только необходимые примеры.


Через 9-10 таких упражнений ребёнок начнёт уверенно ориентироваться на пространстве листа.


Ребенку дается следующая инструкция: Слева, справа, ниже, выше - нарисую, как услышу - правило, по которому ты должен выполнять новое задание.


Перед тобой нарисован круг.


  1. Слева от него нарисуй треугольник, а справа от круга квадрат.
  2. Справа от квадрата на некотором расстоянии нарисуй круг, но так, чтобы он был больше уже нарисованного.
  3. Между большим кругом и квадратом нарисуй прямоугольник.
  4. Слева от треугольника нарисуй маленький квадрат. Он должен быть меньше треугольника.
  5. Выше большого квадрата нарисуй овал. Под треугольником нарисуй круг. Между маленьким квадратом и треугольником нарисуй линию. Справа от большого круга нарисуй флажок.
  6. Правее флажка, на некотом расстоянии от него нарисуй треугольник, который меньше уже имеющегося.
  7. Слева от маленького треугольника, но справа от флажка нарисуй снежинку.

Вот какой, примерно, рисунок должен получиться у ребенка. 


[Image]


После этого попросите ребенка приготовить цветные карандаши. Следующие инструкции такие:


  1. Раскрась фигуру, которая находится между прямоугольником и флажком синим цветом.
  2. Раскрась фигуру, которая находится между большим треугольником и квадратом красным цветом.
  3. Раскрась последнюю фигуру в ряду зелёным цветом.
  4. Фигуру, стоящую слева от снежинки, но справа от синего круга, раскрась красным цветом.
  5. Фигуру под большим треугольником раскрась жёлтым цветом.
  6. Фигуру, находящуюся слева от большого круга, но справа от квадрата, раскрась зелёным цветом.
  7. Фигуру над жёлтым кругом оставь незакрашенной.
  8. Фигуру в начале всего ряда, слева от линии, раскрась синим цветом.
  9. Фигуру под овалом закрась зелёным цветом.
  10. Фигуру между двумя кругами, слева от прямоугольника, над квадратом, закрась жёлтым цветом.
  11. Фигуру между флажком и маленьким треугольником оставь незакрашенной.


Вот что должно в результате получиться. 


[Image]


Помоги пчёлке собрать урожай


Для проведения игры вам понадобится табличка с буквами. Данная таблица будет представлять собой воображаемое поле с цветами-буквами. По полю будет летать воображаемая пчёлка.

Инструкция для ребенка:


Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому.


Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буковки правильно, у нее получится целое слово.


Если ты будешь четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово. Запомни: за каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет.


Примечание:


Начинать игру можно с любого места. Заранее продумайте, какое слово должно получиться, и составьте "пространственную" инструкцию.


Эту игру можно использовать много раз. Старайтесь, чтобы за перелетами пчелы ребенок следил только глазами, не водя пальцем по полю.


Ниже, в качестве примера, мы приводим несколько вариантов игры.


Вариант 1


Пчелка сидела на букве Ш. Запиши эту букву. Затем пчела полетела. Следи за направлением полета и остановками.


Вверх, вверх, вверх, остановка.
Вниз, остановка.
Направо, вверх, остановка.
Влево, влево, вниз, остановка.


Какое слово получилось?


Вариант 2


Пчелка сидела на букве Г. Запиши ее. Дальше она полетела так:


Влево, влево, вниз, вниз, вниз, остановка.
Направо, направо, направо, вверх, остановка.
Налево, налево, налево, остановка.


Куда прилетела пчелка? Какое слово получилось?


Наигравшись таким образом, смело переходите на плоскость тетрадного листа с укрупненной клеткой.


В гости к другу


Проставьте на листке в клеточку - в местах пересечения линеек - несколько точек. Нарисуйте проходящую через них несложную ломаную линию. Это дорожка, по которой должен пройти ежик, чтобы попасть в гости к своему другу медвежонку. (Малыш не видит вашего рисунка.) Чтобы помочь ежику, малыш, действуя по вашей словесной инструкции, должен нарисовать такую же линию. Сначала нужно поставить исходную точку (отметить "домик ежика"), а от нее двигаться дальше, например: 5 клеточек вниз, 3 клеточки вправо, 1 вверх, 2 вправо, 3 вниз и т. д. Когда ребенок обозначил весь путь, нужно сравнить его с тем, что нарисован у вас на листочке. Пусть малыш попробует определить сам, попал ли ежик в гости к своему другу.



По материалам сайта Психологического центра Адалин

Оценить:
Никто еще не оставил комментариев.

Авторизуйтесь чтобы присоединиться к дискуссии!