Статьи Учимся, играя
15:40, 19 октября 2007
0
0

Эволюция игры у дошкольников




Игры – это любимое занятие наших детей. Трудно найти ребёнка, который не любил бы игр. Вместе с тем игра это не только детское развлечение, но и самый большой помощник родителям в воспитании детей. Во-первых, это единственное чем можно успокоить и занять ребёнка, чтобы выкроить время для каких-то своих дел. Во-вторых, игра необходима для развития ребенка. Она является основной деятельностью в детском возрасте.

Развивающая игра имеет большое значение и для эмоционального становления детей. Она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице). Играя затем в больницу, имитируя и проигрывая страшные истории в играх, ребёнок перестает их бояться.


Игра, к тому же и критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет, о нем можно многое узнать. С возрастом меняется не только ребёнок, растет не только он, но и игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы. Застревание ребёнка на каком-то этапе, ведёт и к остановке развития игры, что может быть первым сигналом для родителей о возникновении проблем в развитии у ребёнка. Таким образом, этапы развития игр должны соответствовать этапам возрастного развития ребенка.


1. Игра как средство познания мира


Такая игра в деятельности ребёнка присутствует до трех лет и представляет собой манипулирование предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. Как таковой игры нет, игрушки являются для малыша средством познания мира, своеобразными проводниками в окружающий мир. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию движений. Он пытается разбирать их по частям, он хочет всё поломать, порвать, разрисовать, чтобы увидеть реакцию игрушки, то есть, то чему приведут его действия. Он стремится узнать каково его влияние на окружающий мир.

2. Сюжетная игра


Собственно сама игра возникает в три года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий. Здесь уже малыш пытается понять мир взрослых и приобщится к нему. Игра представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями тех предметов, с которыми "играют" взрослые. То есть это наборы посуды, аптечек, парикмахерских и т. д. Ребенок в процессе игры воспроизводит сюжеты действий взрослых. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а действия, имитирующие действия врача. То есть ребёнок старается повторить то, что делает врач, парикмахер или мама на кухне. Правила, он пока ещё не воспринимает.

3. Ролевая игра


В возрасте примерно пяти лет, появляется уже ролевая игра, она преобладает вплоть до 6-7 лет. Здесь уже главное для ребенка – ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. То есть ему важно не просто повторить действия врача, но и сыграть его роль. Девочки стремятся с мамой готовить на кухне, а не имитировать её действия на детских кастрюльках. Забинтовать ногу кукле уже мало для игры во врача, уже требуется уголок для создания целой больницы. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре ребёнок имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых. То есть побыть взрослым, сыграть его роль.

4. Игра по правилам


В старшем дошкольном возрасте, а именно возрасте 6-7 лет уже появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми. Ребёнок уже осознает смысл своих действий, тем самым, понимая смысл действий тех ролей, которые он играет. Он уже не просто играет во врача, но и понимает, зачем это надо, как и что можно делать в игре в жизни взрослых, а как нельзя. Он понимает, к чему приводят неправильные действия (включенный газ на кухне, неаккуратное обращение с ножницами и прочее).

Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности. Он начинает осознавать эту самую действительность и приобщаться к ней. Поэтому игра очень важна для ребёнка, для его полноценного развития.


Игра в современной культуре является своеобразным культом. До семи лет, пока ребенок не пошел в школу, ему разрешается играть. Затем ребёнок уже приобщается к действительности, он играет уже не чью-то роль, не роль взрослого, а у него появляется своя собственная роль в мире взрослых. Игры во взрослых уже теряют своё значение для него. В школьном возрасте появляется уже игры направленные на развитие умственной и эмоциональной сферы ребенка, где он учится общаться со сверстниками взрослыми, изучает правила взаимоотношений в обществе.


Начиная включаться всё больше в мир взрослых, игра постепенно утрачивает свой смысл и превращается во времяпровождение для детей, в своеобразный отдых.


Пока же ваши дети ещё только на пути к взрослой жизни, наблюдайте за их развитием, и чаще с ними играйте в занимательные игры.



Материал предоставлен сайтом www.inteltoys.ru

Оценить:
Никто еще не оставил комментариев.

Авторизуйтесь чтобы присоединиться к дискуссии!